14 апреля 1999 года небольшая группа путешественников из разных стран под руководством петербуржцев отправилась в необычную экспедицию на Северный полюс. Идея состояла в том, чтобы пройти на лыжах последний градус до Северного полюса, то есть 100 км, и водрузить там флаг Санкт-Петербурга. Мы посвятили эту экспедицию 300-летию нашего любимого города.
Кроме иностранных туристов в этой группе двое ветеранов спорта. 75-летний Михаил Михайлович Бобров – Почетный гражданин Санкт-Петербурга, преподаватель Гуманитарного университета профсоюзов. Несмотря на годы, он в отличной форме и полон решимости дойти до полюса. Его соратник Свет Борисович Тихвинский, профессор, спортивный врач, ему 70 лет. С ними Виктор Боярский – прославленный полярник, директор Музея Арктики и Антарктики, и Виктор Серов, автор этих воспоминаний.
В такие путешествия идут не случайные люди. Ради идеи они готовы ночевать в подмокшем спальном мешке на морозе в 35 градусов, идти на лыжах по 6-8 часов в день и тащить сани весом 40 кг, преодолевать торосы, опасные трещины и разводья, чтобы в конце пути постоять на вершине мира с флагом своей страны.
Из Москвы летим до Хатанги, где проводим два дня подготовки: проверяем снаряжение, адаптируемся к холоду и часовому поясу, что особенно важно для новичков. Далее летим еще 2000 км до аэродрома «Борнео». Там нас ждут. В большой теплой палатке пьем чай и обсуждаем ледовую обстановку на маршруте до полюса. Её трудно предсказать, так как океан дышит, и гигантские ледяные поля то сталкиваются, образуя гряды торосов, то расходятся, образуя трещины – реки. На данном этапе самой главной характеристикой является направление дрейфа льда, в зависимости от которого мы планируем точку старта.
Нас 13 человек, с нами 13 доверху груженых саней. Через 20 минут полета приземляемся в точке старта. Быстро разгружаемся, вертолет улетает, и мы остаемся в объятиях океана. Проходим пару километров и ставим лагерь на первую ночевку. Разбивка лагеря в Арктике – настоящее испытание для новичков. Хорошо, что нет ветра. Тем не менее, тратим полтора часа, чтобы поставить палатки. Дальше начинается борьба за разжигание примуса. Это нелегкая процедура на морозе. Сегодня все устали, и, выпив горячего супа, залезаем в спальные мешки.
8 апреля начинается новая жизнь. Мороз за 30 градусов, на потолке иней, тронь стенку палатки – и иней осыпается прямо на лицо. Хорошо! Умываться не надо – просто вытираешь лицо полотенцем. Кто-то особенно смелый бежит принимать снежную ванну. В 9.00 начинаем сворачивать лагерь и упаковываемся. Здесь надо иметь опыт, так как неправильно упакованные сани становятся тяжелым бременем на маршруте – переворачиваются, цепляются за торосы. Через первые полчаса пути делаем перерыв и решаем появившиеся проблемы, кто-то снимает лишнюю одежду. В Арктике главное не перегреться, иначе начинаешь потеть, а потом пот превращается в лед и одежда теряет свои теплозащитные свойства.
На пути встречаем торосы, которые приходится прорубать киркой и протаскивать за собой сани; или большие разводья, которые нужно огибать. За время пути туристы могут во всей полноте ощутить, что такое Арктика, понять, что чувствовали первопроходцы Северного Ледовитого океана.
Низкое солнце удивительно освещает лед и снег. Такого необыкновенного зрелища не встретишь нигде, кроме Центральной Арктики. Снег имеет розовато-желтый оттенок, голубой лед и черные полыньи только подчеркивают фантастическую красоту.
Мы уже несколько дней на льду, и народ привык постоянно находиться в холоде. Каждый час в пути мы делаем перерыв, чтобы отдохнуть и подождать тех, кто отстал. Группа как обычно неравномерна по своим физическим возможностям и за час пути растягивается почти на километр. Это плохо: лидеры слишком долго ждут отстающих, стараясь не замерзнуть, а тем остается мало времени для отдыха.
Кроме того, из-за быстро меняющейся ледовой обстановки при переходе через трещину последние члены группы могут просто не успеть ее перейти – трещина разойдется. А еще может появиться житель Арктики – белый медведь. Ружье у меня – я обычно иду в конце, замыкая группу. Во время перерывов едим высококалорийную пищу (орехи, шоколад, бекон) и пьем горячие напитки из термосов. Мих Мих (наш ветеран) – настоящий кладезь различных историй, прибауток и анекдотов. Мы заливаемся хохотом так, что всем становится тепло.
Хочется вспомнить эпизод из этой нашей полярной жизни. Ночью 11 апреля нас разбудил шум винтов вертолетов, высовываемся из палатки. Вертолетчики сбрасывают посылку. В ней записка со словами: «Христос воскрес. Счастливой Пасхи», бутылка водки и пасхальные яйца. Надо будет вечером устроить праздничные посиделки. И с этими приятными мыслями мы заснули. Вечером после перехода встречаемся в палатке у голландцев и начинаем празднование со «сражения на яйцах». Дружеский пасхальный вечер провели замечательно.
Полюс уже близко, осталось всего 10 миль (18 км), но не все так просто – опять надо огибать разводья и большие гряды торосов. Погода великолепная, но начинает поддувать ветер и от этого кажется, что мороз под 40 градусов. Можно сильно обморозиться. Группа стала двигаться медленнее – сказывается усталость, но наши ветераны не сдаются.
До полюса осталось 3 км, принимаем решение оставить сани и идти налегке, взяв только палатки и продукты. Эти последние километры до полюса даются нелегко. Предполагаемые 3 км выросли до 5. Медленно, но уверенно мы продвигаемся вперед. Виктор Боярский впереди с компасом и спутниковым прибором. Вот он останавливается и поднимает палки. Он достиг точки полюса! Пока мы собираемся вместе, полюс уже сместился на 100 метров, и мы снова ищем его, глядя на дисплей прибора.
Наконец, цифры показывают 90 градусов северной широты! Это полюс! Сегодня 14 апреля.
Все обнимаются. Итальянцы запели свою любимую «О sole mio». Звучат поздравления. Мы разворачиваем флаг города и поднимаем его над головой. Щелкают затворы фотокамер. «Ура!» - кричим мы троекратно и обнимаемся со слезами на глазах. Полюс достигнут! Зажигаем сигнальный факел и устанавливаем его в точке земной оси. Все берутся за руки и дружно хороводом совершают кругосветное путешествие вокруг точки, где сходятся все меридианы и понятие времени теряет смысл. Путешествие закончилось.
В следующие года флаги Санкт-Петербурга и университета профсоюзов были водружены на Южном полюсе и на высочайших вершинах всех континентов.