Путешествие в Индию и Непал: Город Ришикеш (часть 6)
Великая Эпоха
Представляем шестую часть путевых заметок Игоря Борзаковского, который путешествовал по Индии и Непалу. Здесь он рассказывает о своей поездке в индийский город Ришикеш.
Чтобы добраться из Варанаси в Ришикеш, сначала на поезде надо доехать в Харидвар — поезд идёт только туда, дальше или автобусом, или на такси. Мы ехали в вагоне «слиппер-класс». В индийских поездах три типа вагонов: «дженерал-класс» соответствует нашему общему, «слиппер-класс» — как наш плацкарт и прототип нашего купейного — ЕS.
В поезде моя попутчица Галя познакомилась с русской девушкой Клариссой, которая тоже ехала в Ришикеш и неплохо знала этот город. Кларисса живёт и работает в Индии уже больше полугода, любит путешествовать. Ришикеш её самый любимый город, она считает его очень красивым. Мы порадовались, что не ошиблись в выборе.
Поторговавшись на вокзале с темпу (водителем), вчетвером за цену одного билета поехали в Ришикеш. Четвёртым с нами ехал индус Марко, владелец ресторанов и отелей, с которым Галя также познакомилась в вагоне. Марко вызвался помочь нам с обустройством.
И вот мы подъехали к мосту, который висел на огромной высоте над пропастью. Под ним открывался вид на окружённую скалами горную реку с необыкновенно прозрачной водой.
Горная река. Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Горная река. Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Горная река. Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Горная река. Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Горная река. Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
От услуг Марко мы отказались, пообещав ему зайти в гости позже, и отправились в ашрам (место, где собирается религиозная или духовная община), там жила подружка Клариссы. Снять комнату в ашраме можно было всего лишь за 100 рупий (примерно 15 грн). Все, кто жил в ашраме, занимались йогой.
Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Кларисса заняла место подружки, так как та в этот день уезжала куда-то на йогический ритрит. Позже комната нашлась и для Гали, а я решил ставить палатку, чтобы не зависеть ни от кого.
Оставив вещи в комнате, мы с Галей пошли к реке.
— Интересно, что это за река? — спросил я.
— Ганг, его начало, — ответила она.
Я удивился чистоте воды в реке, в Варанаси такого не встретить. Я с наслаждением искупался в чистой прохладной воде. А Галя даже пила прямо из реки.
В это время к нам спустился молодой индус, парень лет 20. Увидев нас, он извинился и сказал, что пришёл искупаться.
Мы разговорились с молодым человеком.
— Красиво тут, хочу место для палатки найти — сказал я.
— О, я живу в очень красивом месте, — ответил парень.
И пригласил меня через полчаса зайти наверх в ресторан, где он работает.
Вечером мы с Анупом — так звали моего утреннего собеседника — пошли в его деревню, которая находилась в горах примерно в 4-х километрах от города. Ануп показал мне неплохое место для палатки рядом с каким-то домиком и предложил, если я захочу, то могу в нём жить. Я согласился — получилось как в Дармсале. Семья Анупа приняла меня радушно, угощали чаем (от еды я отказался), много беседовали, фотографировались. Говорили на разные темы, в том числе религиозные и философские.
Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Фото: Игорь Борзаковский/Велика Епоха
Возле домика на костре я готовил свои более чем скромные обеды. Ануп сказал, что здесь территория национального заповедника, поэтому в домах нет электричества. Рассказал, что здесь водится много разных животных, в том числе и тигры, сказал, что он сам видел тигра три раза. Однажды его собака бросилась на тигра, но он схватил её зубами и стал душить. Ануп стал бросать в тигра камнями, и тот ушёл, а собака почти сразу умерла от ран.
На следующий день мы с Галей пошли в город, и оказались на окраине Ришикеша, в районе, который называется Лакшминджула. Атмосфера здесь довольно приятная, много европейцев. Сам город считается городом йоги, почти все, кто живёт здесь, — вегетарианцы. Как-то мы остановились в одной чайной, разговорились с хозяином, я сказал, что занимаюсь Фалуньгун, это похоже на йогу. Он ответил: «О, йога гуд, я тоже занимаюсь йогой». Галя спросила:
— А интересно, сколько времени в день занимаетесь?
— Каждый день два километра в гору к моему дому и обратно — вот тебе и вся йога! — мы посмеялись.
Мы очень сдружились с Анупом, его родственниками в деревне, друзьями в ресторане. Ресторан, где работает Ануп, принадлежит его двоюродному брату Мишаню. Почти все работники ресторана — родственники Мишаня. Все к нам относились очень дружелюбно, даже за чай в ресторане деньги отказывались брать. Каждое утро Дипак, брат Анупа, приносил мне чай и приглашал покушать, но я соглашался только на чай.
На второй день Дипак в моём домике сделал генеральную уборку, проявляя тем самым свою заботу обо мне. С Анупом мы побывали на водопадах, а Дипак проводил в ашрам-музей, где останавливались легендарные музыканты из группы Биттлз. Мы наслаждались прогулками по окрестностям, ходили на пуджу (религиозный обряд в индуизме, во время которого скульптурному образу божества преподносится пища, вода, цветы, и т.п.).
Наша попутчица Кларисса в первый же день предупредила, что обезьяны здесь очень наглые — они вырывают из рук пакеты с едой. Когда мы присели у реки перекусить, к нам начали приближаться несколько обезьян. Я замахнулся на ближайшую, чтобы отогнать, но не тут-то было — в ответ, обнажив свои клыки, она зарычала на меня. От неожиданности я отпрянул. Местное население отгоняет их палками. Ануп рассказал, что в его деревне обезьяны не такие, как в городе, наоборот, там они очень добрые и миролюбивые.
Через неделю я стал собираться в путь, Галя сказала, что останется в Ришикеше, так как ей здесь очень нравится. К тому же в посольстве Индии ей выдали «сингл» визу, а поездка в Непал для неё могла создать лишние проблемы. Могли не впустить обратно в Индию, а билет домой у неё из Дели.
Расставание было трогательным.
Прощаясь, отец Анупа сказал:
— Приезжай к нам, мы будем ждать.
Путешествие по Индии подошло к концу, и на байке друг Анупа отвёз меня на автовокзал…