ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Строительство космического телескопа Джеймс Вебб

Великая Эпоха
Удаленный приблизительно на 1 миллион миль от Земли, космический телескоп Джеймса Вебба (JWST-запланированный запуск в 2013 году), будет стремиться открыть окно во Вселенную и разгадать тайны нашего происхождения.

Полномасштабная модель Космического телескопа Джеймс Вебб стоит на Национальной Аллее Смитонского авиакосмического музея, 10 мая 2007 в Вашингтоне, округ Колумбия. Фото: Tim Sloan /AFP /Getty Images
Полномасштабная модель Космического телескопа Джеймс Вебб стоит на Национальной Аллее Смитонского авиакосмического музея, 10 мая 2007 в Вашингтоне, округ Колумбия. Фото: Tim Sloan /AFP /Getty Images
NASA надеется, что его новое детище сможет ответить на фундаментальные вопросы о галактиках: как формировались самые первые галактики? Как появилось такое большое разнообразие галактик, которые мы видим сегодня? Каковы отношения между черными дырами и галактикой? Это только некоторые из загадок, на которые ответит Космический телескоп Джеймса Вебба, как надеются ученые.

Изучая некоторые из самых ранних галактик и сравнивая их с более новыми, мы сможем лучше понять их рост и развитие. JWST, инфракрасно-оптимизированный космический телескоп, будет работать, прежде всего, в инфракрасном диапазоне электромагнитного спектра, что позволит ученым собирать материал о типах звезд, которые существовали в этих очень ранних галактиках.

Последующие наблюдения, используя спектроскопию сотен или тысяч галактик помогут исследователям понять, как были сформированы элементы, более тяжелые, чем водород. Эти исследования также покажут детали о сливающихся галактиках и прольют свет на процесс формирования галактики непосредственно.

Более чем 1 000 человек из 17 стран, вовлечены в разработку современного телескопа, в надежде на лучшее понимание природы нашего космоса.

Один из их - Ли Феинберг, менеджер оптического элемента телескопа NASA в Космическом Центре полета Годдард (Goddard) в Зелёной зоне, штата Мэриленд. Он также старший инженер штата в отделении технологии систем инструмента в Годдарде.

На проекте в течение более семи лет, Феинберг наблюдал за развитием трех критических технологий телескопа - зеркал легкого веса, легких криогенных структур и ощущения фронта импульса и управления.

Он также сопредседательствует в Наблюдательном совете Зеркала, который выбрал бериллий, как материал для первичного зеркала телескопа. Он внес существенный вклад в архитектуру телескопа и испытательную часть, и был лидером NASA в развитии технологии.

Творческий, но очень технический


Феинберг еще и джазовый музыкант, а так же преданный муж и отец двоих детей, к космическому исследованию он проявляет такой же творческий подход, как и когда импровизирует на клавишных или просто музицирует.

Как и в музыкальной деятельности, Феинберг называет творческий потенциал, необходимым для работы над JWST - «технический творческий потенциал».

«Это является творческим, но очень техническим. Никто не понимает этого», - жалуется Феинберг шутя. Пример его творческого подхода решения проблемы, проявился с вызовом испытания огромного телескопа. Это требовало определенных и дорогостоящих условий, включая хранение телескопа в холоде.

JWST будет иметь большое зеркало, 21.3 фута в диаметре, одни только его оградители от солнца - размером с теннисный корт. Все же со всеми этими трудными переменными, Феинберг придумал новые способы проверить телескоп, более эффективные и рентабельные, чем предыдущие. Эта способность «думать вне коробки» по Феинбергу, чрезвычайно важна.

Согласно Феинбергу, широта мышления и организаторские навыки - самые ценные инструменты в занятии таким проектом. Он указывает, что одно дело, иметь концептуальные знания, но совсем другое, быть в состоянии осуществить эти идеи. Это требует не только хорошей коммуникации, но также и ясного понимания того, как все элементы системы вместе сложатся в большой картине.

«Вы не можете отдохнуть, пока вы не получите это ..., там - бесконечное множество проблем и загадок требующих решения», - объясняет Феинберг, который часто просыпается в 3 часа ночи с импульсом вдохновения. Но Феинберг отмечает, что этот проект, продукт талантливого коллектива, который ведет его к осуществлению: «Есть тысячи других преданных людей на этом проекте, также встающие в 3:00 с REM-вызванными открытиями».

Наиболее поразительное для Феинберга - непосредственно сам проект, его величина и сложность. «Люди могут строить вещи, которые по отдельности, человек не понимает», - говорит он.

Окно в будущее


Результаты этого очень честолюбивого проекта будут потенциально «реконструировать целую связку областей», особенно развивающуюся область экстра-солнечной науки планеты и исследований атмосфер других планет. Измеряя свет различных длин волны, ученые могут оценить химический состав атмосферы, чтобы обнаружить признаки жизни.

Феинберг указывает, что другие телескопы в истории тоже показали больше информации, чем было предназначено или предсказано: «Есть всегда новые открытия с новыми телескопами. Вы можете даже не ожидать открытия».

В юности его интересовали вопросы космологии, связи с Богом, Вселенной, и целью человечества. Любознательность в этой области привела его к исследованиям: как произошла Вселенная и как она развивалась. Этот проект стал шансом для него. «Эйнштейн понял это правильно», - выражает Феинберг свое понимание Бога.

Так что мотивирует философски настроенного, с легкими манерами Феинберга, чтобы делать работу, которую он именует как «скороварка»? Он упоминает космологические аспекты, значения полученных данных, и полезного результата, который принесет нашему поколению эта работа. Но больше всего, Феинберг вдохновлен острыми ощущениями, наблюдениями изображений, никогда не виденных людьми прежде.

«Все эти изображения - вещи, которые могли бы сказать нам о нашей истории или нашем будущем», - говорит он. - «Я хочу быть там, когда первые изображения придут на землю; это - самое большое чувство которое есть».

Маша Савиц. Великая Эпоха