ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Изменение закона о трансплантации и презумпция согласия: за или против

Великая Эпоха

В последнее время в Украине ведутся дискуссии вокруг новой версии закона «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека». На рассмотрение были поданы два законопроекта — основной и альтернативный. За основу был принят в первом чтении альтернативный проект. Далее более подробно про его риски и преимущества.

#img_center_nostream#

Два варианта законопроекта

Законопроект №2386а (Мусий-Ярынич-Кириченко) предусматривает презумпцию согласия. То есть стандартно человек после смерти может стать донором (если это не противоречит законодательству). Если же он желает избежать этого, ему нужно подать в ближайшее медицинское учреждение письменное заявление о запрете донорства.

В законопроекте №2386а-1 (Богомолец-Корчинская-Продан) заложена презумпция несогласия: человек может стать донором только при наличии его прижизненного письменного согласия или при наличии согласия родственников умершего.

В пояснительных записках к проектам указывались причины необходимости изменения действующего закона о трансплантации: действующий закон устарел (принимался в 1999 году, последняя редакция в 2014), нуждается в обновлении в соответствии со значительным развитием медицины и сегодняшней ситуацией в стране.

Позже депутаты проголосовали за принятие законопроекта №2386а-1 в первом чтении. После доработки он будет поставлен на голосование во втором чтении.

Согласие или несогласие?

1. Презумпция несогласия.

Как указано в пояснении к альтернативному законопроекту (автор О. Богомолец), он базируется на принципе презумпции несогласия, распространённом в некоторых европейских странах, а также в США и Канаде, и призван защищать права как реципиента, так и донора. По этому принципу автоматически не будут забирать органы после смерти у людей, которые при жизни не оставили соответствующего заявления, а их родственники выступили против донорства.

Плюсы. Плюсы презумпции несогласия в том, что она, уменьшая количество проведения операций по удалению органов, уменьшает также риски проведения несанкционированного удаления и риски нарушить волю умершего.

Минусы. Критики отмечают, что такая модель будет препятствовать поиску донорских органов для пациентов в Украине.

2. Презумпция согласия.

Презумпция согласия действует в таких странах, как Испания, Португалия, Бельгия, Австрия, Россия, Казахстан и Беларусь. В эти страны выезжают некоторые украинцы, чтобы сделать операцию по пересадке органа.

Плюсы. По словам творца законопроекта Олега Мусия, очень мало людей действительно беспокоятся о том, чтобы заранее решить судьбу своих органов. Поэтому презумпция согласия даст больше возможностей получить органы от трупных доноров для проведения операций в Украине.

Минусы. Ольга Богомолец выступает против презумпции согласия, которая, по её словам, может развязать руки чёрным трансплантологам. Она мотивирует это тем, что в Украине сейчас нет условий для безопасного введения такой реформы, и настаивает на том, что принцип согласия или несогласия не влияет на количество операций.

Риски операций за границей

Однако, как показывает практика, не имея возможности найти донора на родине, больные часто выбирают операции в других странах. Проблема в том, что там тоже существуют очереди, и преимущество отдаётся не иностранцам. К тому же нужно выделить большую сумму на операцию. Поэтому некоторые пациенты обращаются к непроверенным учреждениям других стран, где им предлагают подешевле сделать пересадку сомнительного донорского органа. Результат таких операций не всегда успешный. Скажем, недавно стало известно о смерти сразу нескольких пациентов, которым сделали пересадку органов в Пакистане.

Конечно, количество операций не должно быть самоцелью. Скажем, известно, что в Китае делают около 10 тысяч трансплантаций в год. Однако правозащитные организации считают, что эта цифра не могла бы быть такой высокой, если бы не существовало принудительного удаления органов против воли донора. По свидетельству врача Энвера Тохты, в 1995 году ему было приказано удалить органы у человека с огнестрельным ранением, который на момент операции ещё мог быть жив. От таких преступных действий страдают узники совести, к которым относятся последователи Фалуньгун (духовно-оздоровительная практика, в основе которой лежит принцип Истина-Доброта-Терпение), а также представители этнических меньшинств (уйгуры) и непризнанных коммунистической властью церквей. Правозащитники всего мира борются за раскрытие и решение этого вопроса; недавно организация «Врачи против принудительного извлечения органов» подала петицию, которая стала второй по величине за всю историю существования ООН (собрала 2,7 млн подписей).

Что делать?

1. Создавать предохранители, которые будут останавливать злоупотребления.

Для того чтобы не было проблем с трансплантацией, нужно принять соответствующие меры:

  • создать при трансплантологических заведениях специальные институты (общественные наблюдательные советы), которые будут контролировать каждый случай донорства;
  • усилить уголовную ответственность за несанкционированное удаление органов;
  • обеспечить присутствие судмедэксперта, который будет отвечать за то, правильно ли установлена смерть мозга.

2. Перенимать опыт других стран.

В 2015 году в Киеве состоялось заседание круглого стола «Сучасний стан та шляхи удосконалення трансплантації органів та інших анатомічних матеріалів людини в Україні». На нём известный правозащитник Дэвид Мэйтас призвал законодателей с ответственностью отнестись к международным проблемам трансплантации, в частности к насильственному удалению органов в Китае, и ввести в закон соответствующие нормы, которые усилят защиту в этой сфере. Он отметил, что закон должен чётко отрицать возможность наживаться на продаже органов, определять ответственность за нарушение и устанавливать этические стандарты для тех, кто причастен к сфере трансплантации.

3. Постоянно и подробно информировать население о положении дел.

Для того чтобы люди были осведомлены о том, какие права они имеют как потенциальные доноры, нужно проводить разъяснительную работу среди населения. Тогда человек ещё при жизни будет задумываться над тем, написать ли ему заявление об использовании его органов для продления жизни другого человека или отказаться от этого из философских или иных соображений.

Выводы

Вышеизложенные и другие регулирующие шаги нужно воплощать независимо от того, какая система презумпции будет заложена в украинском законодательстве. Если ответственно отнестись к реформированию и достичь успеха на начальных этапах, можно будет без особого труда и опасений воплотить в жизнь любую рабочую схему и развивать её дальше. Ведь в разных странах мира действуют как презумпция согласия, так и несогласия; и, наконец, не так важно то, какая именно модель внедрена, как то, соблюдается ли принцип честности и справедливости на всех уровнях её внедрения.

Читайте также: Государство собирается финансировать операции по пересадке почек