Расследование в отношении основателя Telegram Павла Дурова было начато небольшим подразделением по борьбе с киберпреступностью в парижской прокуратуре под руководством 38-летней Йоханны Брусс.
Арест 39-летнего Дурова в прошлую субботу знаменует собой значительный сдвиг в попытках некоторых правительств справиться с руководителями технологических компаний, не желающими контролировать незаконный контент на своих платформах.
По словам юристов, арест свидетельствует о решительности подразделения J3 по борьбе с киберпреступностью, но настоящей проверкой его амбиций станет то, сможет ли Брусс добиться обвинительного приговора, основанного на практически непроверенных юридических аргументах.
Прокуроры заявили, что Дуров несет ответственность за предполагаемые незаконные действия на своей платформе, позволяющей размещать изображения сексуального насилия над детьми, а также информацию о торговле наркотиками и мошенничестве.
Адвокат Дурова заявил в четверг, что привлечение его к ответственности «абсурдно» и что приложение соблюдает европейские законы, повторив заявление представителей Telegram, сделанное ранее.
Официальное расследование во Франции не означает признания вины и не обязательно ведет к судебному разбирательству, но указывает на то, что судьи считают достаточными доказательства для продолжения расследования. Оно может длиться годами, прежде чем его передадут в суд или прекратят. Дуров был выпущен под залог, но ему запрещено покидать Францию.
Подразделение Брусс начало расследование в отношении Дурова в начале этого года после того, как увидело, что его приложение используется для бесчисленных предполагаемых преступлений, и было разочаровано «почти полным отсутствием ответа Telegram на судебные запросы», заявила в среду прокурор Парижа Лора Бекко.
В интервью газете Liberation в январе Брусс сказала, что ее ведомство следит за растущим числом расследований, связанных с Telegram и конкурирующим приложением для обмена сообщениями Discord, добавив, что борьба с преступностью в них — «одна из моих битв».
Подразделение J3 по борьбе с киберпреступностью Брусс — самое важное во Франции, имеющее лицензию на судебное преследование по всей стране. Но оно малочисленно и начитывает всего пять прокуроров, что намного меньше, чем 55-60 прокуроров по киберпреступлениям в Швейцарии, согласно парламентскому отчету 2022 года. В условиях ограниченных ресурсов они «отдают предпочтение самым серьезным преступлениям», сказал Брусс в интервью Le Figaro в прошлом году.
«Мы хотим, чтобы люди были привлечены к ответственности либо в своей стране... либо во Франции с помощью ордеров на арест», — сказала Брусс.
Она добавила, что ее офис привык работать с «чрезвычайно деликатными делами». «Иногда юридические и геополитические вопросы пересекаются».
Патрик Перро, который координирует расследования с помощью ИИ во французской жандармерии и консультирует подразделение киберкомандования МВД, сказал, что J3 проявила новаторство в стремлении возбудить дело, которое создало международный прецедент.
Двое французских юристов рассказали Reuters, что более ранние расследования (в отношении Sky ECC и Encrochat) дали прокурорам амбиции и основу для преследования Дурова.
Робин Бинсард, который вел дела Encrochat в высшем суде Франции, заявил, что прокурорам придется доказать, что Дуров знал и одобрял преступные действия в приложении, назвав их аргументы «совершенно сомнительными».
Тот факт, что Telegram не выполнил запросы правоохранительных органов, «не делает автоматически человека соучастником преступного проекта», добавил он.
Бинсард заявил, что «Франция преследует провайдеров зашифрованных сообщений» и что другие операторы таких приложений, например Signal, «должны быть обеспокоены тем, соблюдают ли они французские правила. Ведь ясно, что если они не соблюдают их, то в отношении них будут возбуждены судебные дела».