Японская философия дзен вдохновила целую культуру, которая ищет красоту в несовершенстве. Эту идею можно найти и в искусстве кинцуги — технике восстановления разбитых чашек.
Там, где мы, западные люди, считаем чашку сломанной и ненужной, японцы складывают вместе разбитые кусочки с помощью лака, а затем покрывают места соединений золотым порошком, чтобы украсить — и даже отпраздновать — этот недостаток.
Это искусство отличается от западных взглядов и основывается на японском принципе ваби-саби, который поощряет нас открывать очарование в самых непривлекательных и безлюдных местах.
Философия зародилась с внедрением дзен-буддизма в Японию из Китая в конце 12-го века. Она нашла свое выражение в японской чайной церемонии, где на смену роскоши вскоре пришла простота и скромность.
Считается, что кинцуги зародилось, когда сёгун Асикага Йосимаса отправил разбитую керамическую чашку для чая в Китай, чтобы её отремонтировали. Она вернулась, скрепленная металлическими скобами, которые Асикага Йосимаса считал непривлекательными. Он приказал мастерам разработать более эстетичное решение, и так возникло искусство кинцуги.
Сам процесс очень прост. Эта техника происходит от традиционной японской росписи, уходящей корнями в доисторические времена. В работе использует лак, добытый из редкого дерева уруши, в сочетании со связующими веществами, такими как мука или рис, как клей, чтобы соединить разбитые куски керамики вместе. Его наносят на черепки с помощью тонкой кисточки. Затем мастера помещали их в увлажненные емкости для хранения, которые называются фуро, на срок до 14 дней. Посуда с горячей водой, размещенная внутри фуро, увеличивает влажность, которую поглощает лак, способствуя его лучшему подсыханию.
После того как изделие застынет, трещину покрывают слоем порошкообразного золота, украшая её драгоценным металлом. От начала до конца этот процесс может длиться около трех месяцев.
Обычно кинцуги используют для починки ценных семейных вещей, ведь на территории островов, где часто случаются землетрясения, разбитая глиняная посуда — вполне привычная вещь.
Говорят, что искусство кинцуги стало настолько распространенным, что некоторых владельцев гончарных изделий обвиняли в том, что они намеренно разбивали их, чтобы потом соединить таким образом. Также не исключено, что точно так же разбивали и восстанавливали испорченные или деформированные керамические изделия, спасая их от утилизации на свалке.
Такая изобретательность и забота в спасении этих предметов отражает всю философию кинцуги. Ее можно выразить западной идиомой «Не выбрасывай, если не хочешь». Эта философия «довольствоваться тем, что есть» может многому научить нас, западных людей: совершенство слишком легко потерять и невозможно сохранить, но, принимая недостатки в себе, находя в них красоту и силу, совершенство и возрождение всегда под рукой.
По материалам The Epoch Times USA