Политехнический университет в российском Татарстане, расположенном в 900 км к востоку от Москвы, использует производственные мощности для сборки иранских ударных беспилотников. И все чаще привлекает в качестве рабочей силы несовершеннолетних студентов, многие из которых часто работают в условиях эксплуатации.
Об этом впервые сообщили российские независимые СМИ "Протокол" и "Разворот", опубликовавшие в июле серию расследований.
С тех пор "Радио свобода" пообщался со студентами, которые рассказывают об изнурительных условиях труда, и опросил десятки родителей, чьи дети учились в Алабужском политехническом университете (некоторым из них было всего 15 лет). Они рассказали, что их дети были вынуждены работать чрезвычайно долго, часто без перерывов и питания, в неблагоприятных условиях, которые серьезно повлияли на их психическое здоровье.
«Мой сын поступил в школу, а через два с половиной месяца позвонил и попросил забрать его, — рассказала РСЕ/РС Жанна, которая попросила называть ее только по имени, чтобы избежать репрессий. — Он сказал мне по телефону: "Приезжай и забери меня, иначе я умру", и я немедленно забрала его».
Студентов стали поощрять, а в некоторых случаях и принуждать к работе на беспилотном предприятии, где заработная плата в основном несовершеннолетних рабочих зависит от выполнения жестких производственных норм.
"Это хрестоматийное определение того, что такое эксплуатация", — сказал Сергей Подсытник, журналист-расследователь из компании "Протокол", работавший над серией репортажей. "[Студенты] собирают беспилотники, причем работа имеет приоритет перед учебой".
Давление, связанное с необходимостью выполнять нормы, приводит к тому, что студенты вынуждены работать по несколько дней подряд (некоторые смены длятся до 15 часов). Сверхурочная работа часто не оплачивается.
Изможденные студенты также сообщали, что не всегда выполняют норму, что приводит к тому, что они не получают зарплату, изначально обещанную школой. Многие студенты — выходцы из неблагополучных семей и рассчитывали на то, что их заработок покроет расходы на обучение, проживание и питание, а оставшуюся сумму они отправят домой.
Другие родители, например Марина, рассказали, что решили забрать дочь из программы, когда обнаружили, что она работает в явно небезопасных условиях и что сотрудники школы проинструктировали учеников не рассказывать родителям о работе по сборке дронов.
"Это стало для меня последней каплей", — сказала Марина, которая также попросила не раскрывать ее личность. "Это опасное производство, в котором используются опасные химические вещества. Кроме того, они запрещают детям рассказывать обо всем родителям".
По данным The Wall Street Journal, 5 января иранская делегация посетила Елабугу в Татарстане, где осмотрела потенциальную площадку для такого завода в особой экономической зоне "Алабуга", расположенной рядом с Алабужским политехническим университетом. В апреле американские официальные лица опубликовали спутниковые снимки строящегося завода.
По словам военных экспертов, до сих пор Иран поставлял России в основном так называемые беспилотники-камикадзе, известные как Shahed-136, содержащие небольшое количество взрывчатки, которая может сдетонировать при падении на цель.
Приобретение собственной сборочной линии позволит России значительно увеличить запасы этих относительно недорогих, но весьма разрушительных систем вооружений.
Политехнический университет Алабуги формально не является колледжем. Все его студенты официально обучаются в расположенном неподалеку Елабужском политехническом колледже, а алабужский вуз существует на бумаге как специализированная программа для студентов, желающих попасть в высокотехнологичные отрасли.
В настоящее время в Алабужском политехническом университете обучается около 1000 студентов, из которых несколько сотен, большинство из которых в возрасте от 15 до 17 лет, участвуют в сборке иранских беспилотников.
Согласно расследованиям "Протокола" и "Разворота", политехнический университет Алабуги также стал привлекать к обучению иностранных студентов. Большинство из них — выходцы из африканских стран, а также из Средней Азии и Азербайджана.