Похоже, что в ближайшие несколько лет торговая модель Китая изменится. США и Европейский Союз заключили соглашения, которые, несомненно, отделят их от Китая.
Между тем заключённые соглашения в Азии нацелены на увеличение торговых потоков между Южной Кореей, Японией и Китаем.
США и ЕС недавно завершили работу над соглашением, которое выглядит откровенно воинственным по отношению к Китаю. Президент США Джо Байден отменил тарифы на сталь и алюминий, которые бывший президент Дональд Трамп ввёл против ЕС, и обе стороны присоединились к созданию того, что в пресс-релизе описывается как «глобальное соглашение по устойчивой стали и алюминию […] между странами-единомышленниками».
Говоря дипломатическим языком, совместные действия стран направлены на исключение Китая из торговли с ними. Комиссар ЕС по торговле Валдис Домбровскис ясно дал понять, что соглашение «ограничит доступ на рынок лиц, не являющихся участниками соглашения». Байден был более прямолинеен.
«Это соглашение, — сказал он, — ограничит доступ на наши рынки грязной стали из таких стран, как Китай, и других».
Европейцы недовольны тем, что Белый дом отказывается опровергнуть заявление Трампа о том, что тарифы были вопросом национальной безопасности. С практической точки зрения, это заявление может мало что значить, но оно не нравится европейским лидерам. Байден отменил тарифы с ограничениями.
На любые поставки европейской стали в Америку в объёме более 4,4 млн т сохранится пошлина в размере 25%. Это ограничение также не имеет большого практического эффекта, поскольку продажи европейской стали в США, по данным европейской сталелитейной группы Eurofer, никогда не превышали 4,1 млн т.
Тем не менее это условие всё ещё беспокоит европейцев, которые воспринимают его как знак того, что Вашингтон не до конца привержен общему делу.
В то время как Белый дом и Брюссель, несмотря на разногласия, сговорились против Китая, Пекину удалось заключить несколько привлекательных торговых сделок в Азии.
Основа новых торговых соглашений была заложена в конце прошлого года, когда Китай и 10 членов АСЕАН, включая Японию, Южную Корею, Новую Зеландию и Австралию, подписали «Региональное всеобъемлющее экономическое партнёрство» (RCEP).
Это первое в истории соглашение о свободной торговле между Китаем и Японией, а также между Японией и Южной Кореей.
До подписания соглашения торговля между этими экономическими гигантами полностью регулировалась стандартом наибольшего благоприятствования Всемирной торговой организации и составляла относительно небольшой процент от их мировой торговли.
По данным Международного валютного фонда, Китай имел скромные 23% импорта Японии или Южной Кореи, в то время как Япония получала всего 22% импорта Китая и лишь немного больше — 25% импорта Южной Кореи.
Теперь, по мере применения правил прошлогоднего соглашения, Китай обязался значительно снизить тарифы на японскую продукцию.
По последним данным, всего 7,8% японских товаров ввозились в Китай без тарифов. Япония была более открытой, разрешив около 60% китайских товаров ввозить в страну без тарифов.
Сейчас обе страны взяли на себя обязательства по постепенному снижению тарифов, так что в итоге около 85% японских товаров будут поступать в Китай без тарифов, в Японию — около 88% китайских товаров.
Среди них минералы, текстиль, химикаты и металлы из Японии и пластмассы, резиновые изделия, текстиль и химикаты из Китая. Подобные соглашения были заключены между Японией и Южной Кореей, а также Южной Кореей и Китаем.
В итоге внутриазиатская торговля должна расшириться, возможно, настолько, чтобы компенсировать Китаю его потери на Западе. Но пока нельзя предугадать, как всё сложится.
Соглашение предусматривает постепенные корректировки. Запланированное снижение тарифов будет происходить поэтапно на 11, 16 и 21-й годы действия соглашения RCEP. Это большой срок, и он оставляет много места для корректировки и пересмотра, прежде чем эти страны приблизятся к амбициозным целям соглашения.
Тем не менее, учитывая очевидные попытки Запада исключить Китай из торговли с ними, он развернётся в сторону Азии.
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.
Милтон Эзрати — пишущий редактор в The National Interest, филиале Центра изучения человеческого капитала при Университете Буффало (SUNY), и главный экономист Vested, нью-йоркской коммуникационной фирмы.