Переговоры о возобновлении ядерного соглашения 2015 года идут плохо. США рассматривают "все варианты", Израиль также готовится к чрезвычайной ситуации. Станет ли 2022 год поворотным моментом?
В ядерном споре с Ираном США пригрозили правительству Тегерана последствиями в случае неудачи решения путем переговоров.
"Мы рассмотрим все варианты", — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен на встрече со своим израильским коллегой Яиром Лапидом в Вашингтоне.
Хотя "дипломатическое решение" является лучшим способом предотвратить получение Ираном ядерного оружия, "мы готовы обратиться к другим вариантам, если Иран не изменит курс".
Госсекретарь США обвинил иранское правительство в отсутствии готовности к диалогу и предупредил, что время для решения проблемы путём переговоров истекает. Блинкен не сказал, какие именно варианты рассматриваются.
Иран осложняет переговоры. В ходе шести раундов переговоров в Вене, которые завершились в июне, Иран отказался напрямую общаться с американскими официальными лицами. Вместо этого переговоры велись с европейскими, российскими и китайскими посредниками. С тех пор официальные переговоры не возобновлялись.
Израиль, тем временем, готовится к чрезвычайной ситуации. Правительство Израиля хочет выделить 1,5 миллиарда долларов США для военного нападения на Иран. Министр обороны Бенни Ганц в своём выступлении подтвердил, что наибольшую угрозу для Израиля представляет Иран и его ядерная программа.
Министр финансов Израиля Авигдор Либерман также не верит в успех переговоров ведущих держав с Ираном, согласно которым ядерное соглашение 2015 года должно быть возобновлено. Недавно он заявил, что "конфронтация с Ираном — это лишь вопрос времени, причём не очень большого времени". Ядерную программу Ирана уже невозможно остановить дипломатическими переговорами или обновлённым соглашением.
Между тем, последовательные санкции, введённые США против Ирана, уменьшаются. В 2018 году, при тогдашнем президенте Дональде Трампе, США вышли из ядерного соглашения и ввели новые санкции против Тегерана. Другие члены международного соглашения также смягчают свою позицию в отношении Ирана. Китай заключает с Ираном сделки по продаже сырой нефти, которые не состоялись год назад.
В то время как Иран заставляет крупные державы ждать, так сказать, за столом переговоров и не испытывает никакого политически или экономически ощутимого давления, он наращивает запасы обогащённого на 60 процентов урана. Это всего лишь на волосок от того, чтобы стать материалом для бомбы, пишет Economist. В соответствии с ядерным соглашением 2015 года разрешено только 3,67 процента.
Иран использует всё более совершенные центрифуги для очистки расщепляющегося материала, что объясняет увеличение объемов обогащения. Настораживает то, что ученые этой страны также перерабатывают газообразный гексафторид урана в металлический уран, который, скорее всего, будет использоваться для изготовления бомб.
Эксперты подозревают, что Иран скрывает от международного сообщества и Агентства по атомной энергии некоторые из своих ядерных объектов и важные ядерные исследовательские объекты. Шиитский режим также препятствует любым инспекциям со стороны Международного агентства ООН по атомной энергии.
Вместо этого руководство Исламской Республики неоднократно подчеркивает, что хочет использовать ядерную энергию только в мирных целях. Однако нет необходимости обогащать уран до уровня 60 процентов ни для чего, кроме ядерных целей.
Для создания ядерного оружия уран должен быть обогащен до 93 процентов. Эксперты Института науки и международной безопасности в Вашингтоне заявили, что Тегеран мог обогатить достаточное количество материала для создания бомбы "менее чем за месяц". Через три месяца — вторая ядерная бомба, а через пять — третья.
"Мы знаем, что бывают моменты, когда страны должны применить силу, чтобы защитить мир от зла", — сказал министр иностранных дел Израиля Джаир Лапид.
"Израиль оставляет за собой право действовать в любой момент и любым способом. Это не только наше право, но и наша обязанность".
Спецпредставитель США по Ирану Роб Мэлли также предупредил, что "вполне возможно", что Иран не вернётся к ядерному соглашению 2015 года. "Нам необходимо координировать свои действия с Израилем и другими нашими партнерами в регионе", — сказал Мэлли.
По мнению экспертов, существует три возможных плана на будущее. План А заключается в том, чтобы администрация Байдена вернулась к ядерному соглашению 2015 года. Однако, учитывая текущее состояние и прогресс обогащения, этот вариант кажется почти "бессмысленным", поскольку он уже не сможет остановить ядерную программу.
План Б заключается в оказании реального международного давления, чтобы вернуть Иран к переговорам. Это потребует использования дипломатии в сочетании с убедительной военной угрозой со стороны США и Израиля.
Судя по всему, план Б также движется в этом направлении, поскольку израильские дипломаты часто посещают Вашингтон. С помощью дипломатического и военного давления крупные державы могли бы договориться с Ираном о более выгодной сделке, чтобы Иран не только отказался от расщепляющегося материала, но и демонтировал свою ядерную инфраструктуру.
Если дипломатия потерпит неудачу, а план Б провалится, в ход пойдет план В, как последнее средство: прямое военное нападение на Иран.
Однако удар по ядерной программе Ирана спровоцирует ещё более масштабную региональную войну.
Источник: The Epoch Times