Через неделю после вторжения России в Украину семь стран — Канада, США, Норвегия, Исландия, Швеция, Дания и Финляндия — объявили о выходе из Арктического совета до дальнейшего уведомления. В настоящее время единственным оставшимся членом Совета является Россия.
Поскольку Соединенные Штаты и Канада отвернулись от Совета, Китайская коммунистическая партия (КПК) увидела лазейку. Си Цзиньпин и его коллеги, похоже, крайне заинтересованы в освоении арктического региона. Вопрос, однако, в том, почему?
Я обратился за комментарием к Бригту Дейлу, научному руководителю исследовательской группы "Окружающая среда и общество" в Нордландском исследовательском институте.
Почему, спросил я, Пекин так заинтересован в этом во многом негостеприимном регионе?
Во-первых, сказал Дейл, Арктика обладает запасами ресурсов, которые "готовы к использованию". Это "напоминает колониальную идею, которая для многих в Арктике не является частью истории, а проявляется каждый день".
В сфере геополитики дискуссии регулярно вращаются вокруг идеи "как можно эксплуатировать ресурсы Арктики на благо других стран и в то же время поддерживать представление о том, что об Арктике "заботятся", — говорит Дейл.
Исследователь сказал мне, что "использование природных ресурсов и экспорт товаров всегда были здесь частью жизнеобеспечения — примером тому может служить торговля мехами, рыбой и продуктами охоты на морских млекопитающих, продолжавшаяся веками, возможно, даже тысячелетиями".
Таким образом, добыча "ресурсов из Арктики не является чем-то новым". Однако сегодня "мы видим повышенный интерес к углеводородам, в частности, но также и к минералам (повышенный интерес в связи с потребностями развития зеленых технологий) как со стороны арктических государств, так и со стороны других государств, [которые] так или иначе определяют себя как "имеющие интересы в Арктике", и это процесс, который не только отталкивает, но и привлекает местные сообщества и население Арктики", — добавил Дейл.
В России, близком союзнике Китая, "основное внимание по-прежнему уделяется нефти и газу, а также полезным ископаемым — как основе их экономики, а последние (доступ к полезным ископаемым), я полагаю, не менее важны для китайцев, чем нефть и газ".
Кроме того, по словам Дейла, "Северный морской путь от Баренцева моря до Берингова пролива имеет большое значение для китайцев", поскольку он открывает доступ к новым "рыболовным угодьям".
Внутри страны рыбные запасы Китая находятся под угрозой краха. Являясь символом изобилия в китайской культуре, рыба — ключевой ингредиент многих самых популярных блюд страны. Арктический регион предоставляет Пекину возможность предотвратить кризис, связанный с рыбой.
Кроме того, Дейл отметил изобилие полезных ископаемых редкоземельных металлов в регионе. Как писал ранее ученый Марк Роу, редкоземельные металлы, такие как неодим, празеодим, тербий и диспрозий, "являются ключевыми для мировой революции электромобилей и возобновляемых источников энергии, лежащей в основе технологии батарей и ветряных турбин".
Китай лидирует в революции электромобилей и возобновляемых источников энергии. Однако, чтобы сохранить свои позиции, ему необходим легкий доступ к ценным минералам. Арктика предоставляет такой доступ.
Каковы потенциальные геополитические последствия арктических амбиций Китая?
Я задал этот вопрос Индре Оверланду, ведущему исследователю Норвежского института международных отношений.
"Что действительно хотелось бы России, — сказал он, — так это чтобы китайцы помогли продвинуть ее проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) на полуострове Ямал".
По словам Оверланда, такая помощь "сделала бы Россию менее зависимой от европейского рынка природного газа". Однако, добавил он, в настоящее время "у китайцев нет необходимых для этого технологий".
Оверланд добавил: "Если русские не могли легко приобрести его сами до сих пор, то и китайцы не смогут легко скопировать его у западных и японских компаний в спешке". Тем не менее, "вполне возможно, что китайцы и русские сделают все возможное, чтобы попытаться работать вместе на полуострове Ямал".
При обсуждении возможностей сотрудничества России и Китая в Арктическом регионе очень многое зависит от того, что происходит в Украине. Оверланд сказал мне, что "российское вторжение в Украину представляет собой как возможные минусы, так и возможные плюсы для Китая".
Возможный минус очевиден; он продолжил: "Россия может потерпеть поражение, а единство и решимость западных стран в защите демократии укрепится".
С другой стороны, "Китай может получить доступ к российским природным ресурсам, включая природный газ, нефть, уголь, металлы и зерно, со значительной скидкой", в то время как "спрос Запада на китайские солнечные батареи и другие товары для чистой энергии резко возрастет из-за усиления желания уменьшить зависимость от российского ископаемого топлива", — сказал Оверланд.
Если Россия потерпит поражение в Украине, то арктические амбиции Китая могут быть отложены на неопределенный срок. Однако если Россия одержит победу, то Китай, скорее всего, получит ключи от Арктики, что позволит его подрядчикам безнаказанно вести промысел и добычу полезных ископаемых.
Автор: Джон Мак Глионн (исследователь и эссеист).
По материалам The Epoch Times USA