Глава Международного уголовного суда (МУС) в понедельник заявила, что угрозы, с которыми сталкивается эта организация, включая возможные санкции США и российские ордера на арест сотрудников, «ставят под угрозу само ее существование».
Выступая на ежегодной конференции 124 членов суда, председатель судья Томоко Аканэ не назвала ни Россию, ни Соединенные Штаты, но упомянула их как постоянных членов Совета Безопасности ООН.
«По любому показателю, по любому критерию ясно, что эта ассамблея переживает переломный момент», – сказал главный прокурор МУС Карим Хан в своей речи на открытии конференции.
«Мы сталкиваемся с беспрецедентными вызовами. Мы видим, что гражданское общество, жертвы, пострадавшие, человечество в целом, я думаю, возлагают беспрецедентные надежды», – сказал Хан.
Россия выдала ордер на арест Хана через два месяца после того, как суд в Гааге выдал ордер на арест президента России Путина.
В июне Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о санкциях в отношении суда в ответ на запрос Хана о выдаче ордера на арест премьер-министра Биньямина Нетаньяху и его бывшего главы обороны Йоава Галланта.
«Суд подвергается нападкам, направленным на подрыв его легитимности и способности отправлять правосудие и реализовывать международное право и основные права; меры принуждения, угрозы, давление и акты саботажа», – сказала Аканэ, добавив, что в отношении сотрудников суда было выдано больше ордеров.
МУС также «угрожают драконовскими экономическими санкциями со стороны учреждений другого постоянного члена Совета Безопасности, как если бы он был террористической организацией. Эти меры быстро подорвут деятельность Суда во всех ситуациях и делах и поставят под угрозу само его существование», – заявила она.
Хотя Соединенные Штаты не являются членом суда, эта ведущая военная и финансовая держава мира может подорвать работу МУС дипломатическим и политическим путем, а также финансовыми санкциями против его сотрудников.
Она заявила, что суд решительно отвергает любые «попытки повлиять на его независимость и беспристрастность». Мы решительно отвергаем попытки политизировать нашу деятельность. Мы всегда соблюдали и будем соблюдать только закон при любых обстоятельствах».
Суд был создан в 2002 году для преследования военных преступлений, преступлений против человечности, геноцида и преступления агрессии, когда государства-члены не хотят или не могут сделать это самостоятельно.