За несколько лет до того, как гигантский белый воздушный шар-шпион из Китая привлек внимание Америки, ведущий китайский ученый в области аэрокосмической техники уже внимательно отслеживал на карте в режиме реального времени путь беспилотного дирижабля, совершавшего полет через весь земной шар. На карте он выглядел как мигающая красная точка, хотя в реальности его размеры были внушительными: весом в несколько тонн и длиной 100 метров. Названный Cloud Chaser, дирижабль пролетел над тремя океанами и тремя континентами.
Ву, ветеран аэрокосмических исследований, сыграл ключевую роль в продвижении китайского режима в том, что он называет гонкой за «ближний космос», имея в виду слой атмосферы, расположенный на высоте 20–100 километров над Землей. Этот слой слишком высок для самолетов и низок для спутников, поэтому был признан подходящим для использования в стремлении режима достичь военного господства.
Несмотря на десятилетия существования, программа военных аэростатов режима оказалась в центре внимания недавно, когда США сбили высотный аэростат наблюдения, который в течение недели дрейфовал над страной и висел над несколькими секретными военными объектами США. Этот шар, размером с три автобуса, был меньше, чем Cloud Chaser.
В этом месяце Ву исполняется 66 лет. Он связан как минимум с четырьмя из шести китайских компаний, против которых Вашингтон недавно ввел санкции за поддержку разросшейся военной программы Пекина по запуску воздушных шаров. По данным администрации США, программа охватила более 40 стран на пяти континентах.
Коммунистическая партия Китая (КПК) давно борется за господство в ближнем космосе, который китайские ученые рассматривают как область для различных применений, от высотных аэростатов до гиперзвуковых ракет.
С высоты своего полета аэростат, оснащенный системой электронного наблюдения, может перехватить огромное количество информации и превратить ее в разведывательный актив.
«Если вы летите на воздушном шаре на высоте 100 000 футов, у вас есть… видимость на земле в сотни и сотни миль над несколькими штатами, потому что он находится так высоко», — сказал Арт Томпсон , соучредитель. калифорнийской аэрокосмической компании Sage Cheshire Aerospace. За три десятилетия работы в аэрокосмической отрасли Томспон работал над бомбардировщиком-невидимкой B-2 и был техническим директором проекта Red Bull Stratos, который побил рекорд полета на воздушном шаре с самой большой высотой и самого большого пилотируемого воздушного шара.
«Будь то телефонные данные, радиоданные, передачи с самолетов, что это за самолеты, кому они принадлежат, все эти данные доступны», — сказал Томпсон.
По данным государственных СМИ, еще в 1970-х годах в государственной Китайской академии наук велись работы по исследованию высотных аэростатов. Не имея компьютеров, китайские исследователи черпали вдохновение из немецких и японских книг по аэрокосмической технике.
Для китайских военных аэростаты имеют большое стратегическое значение. По сравнению с самолетами или спутниками, аэростаты дешевле и ими легче маневрировать, они могут нести более тяжелую полезную нагрузку, покрывать большую площадь и их труднее обнаружить. Они потребляют меньше энергии, что позволяет удерживать их в целевом районе в течение длительного времени. И что особенно важно, их часто не улавливают радары, поэтому они могут легко уклониться от системы ПВО противника или быть классифицированы как НЛО.
Китайские военные исследователи видят полезность в этих воздушных шарах во время боевых действий. В газетных статьях и исследовательских работах рассматривается потенциал воздушных шаров для обнаружения ракет, самолетов и военных кораблей, сброса бомб, создания электромагнитных помех, а также в качестве средства связи и доставки продовольствия или военных грузов на большие расстояния.
China Electronics Technology Group Corp. (CETC), крупное государственное предприятие, 48-й исследовательский институт которого попал под санкции США после инцидента с воздушным шаром, однажды поставило себе в заслугу то, что помогло Китаю преодолеть технологический разрыв в области аэростатов.
В 2010 году компания продемонстрировала большой белый аэростат. Согласно сообщению китайских государственных СМИ, опубликованному на сайте Государственного управления науки, с помощью аппаратуры наблюдения высокой четкости, непрерывно сканирующей землю, он мог заметить детали объектов размером с книгу на площади более 260 квадратных километров.
Их новейший аэростат JY-400, который 38-й исследовательский институт CETC представил в 2021 году, может удовлетворить как гражданские, так и военные потребности, с возможностью нести полезную нагрузку для обнаружения ракет и вмешательства в системы коммуникации, сообщают китайские СМИ. В этих сообщениях цитируются российские СМИ, выражающие удивление тому, что Китай опережает Россию с головокружительной скоростью, называя это «китайской скоростью».
Арта Томпсона, соучредителя калифорнийской аэрокосмической компании Sage Cheshire Aerospace, поразило визуальное сходство воздушного шара JY-400 с американской военной разработкой под названием «Объединенная наземная система защиты от крылатых ракет».
Эта система была армейской программой, разработанной в 1998 году компанией Raytheon, которая обеспечивает 360-градусное наблюдение для отслеживания низколетящих крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и других угроз. К днищу дирижабля был прикреплен радар с синтезированной апертурой. Армия США начала инвестировать в него в 2010-х годах, но в итоге в 2017 году прекратила финансирование — через два года после того, как один из двух дирижаблей программы вышел из строя и вызвал массовые отключения электроэнергии в Пенсильвании.
Если поставить эти два аппарата рядом, «можно подумать, что они сделаны одной и той же компанией», — сказал Томпсон, отметив, что единственное различие заключается в том, что на одном из них написано по-китайски.
Учитывая обширную китайскую программу шпионажа, те, на кого США наложили санкции, представляют собой лишь «верхушку айсберга», — говорит Су Цзе-юнь, директор Института исследований национальной обороны и безопасности на Тайване.
Как отметил Су, режим может легко использовать подставные компании в качестве прикрытия для кражи или импорта западных технологий, не привлекая к себе внимания. Согласно стратегии слияния гражданского и военного секторов, каждая частная компания может косвенно поддерживать военное развитие режима. Это обстоятельство усиливает необходимость блокировать приобретение китайскими компаниями американских фирм, считает Су.
Хотя западные страны также проводят исследования и разрабатывают технологию воздушных шаров, но отличительной чертой Китая является авторитаризм, объясняет Су.
«Демократические страны по закону обязаны не нарушать воздушное пространство других государств», — сказал он в интервью The Epoch Times. «Вот почему та же технология, попадая в руки китайской коммунистической партии, становится угрозой».
По материалам The Epoch Times USA