Вторжение России в Украину активизировало западный военный альянс, состоящий из 30 стран, что вызвало значительное увеличение расходов и новые заявки на членство от Финляндии и Швеции.
Только через много лет война российского президента Владимира Путина с Украиной будет окончательно квалифицирована как колоссальный просчет или стратегический мастерский ход. Но если одной из его целей был подрыв НАТО и предотвращение его будущего расширения, то эту кампанию, безусловно, можно признать решительным провалом, отмечается в анализе Flight Global.
После незаконной аннексии украинского полуострова Крым в 2014 году, Москва начала полномасштабное вторжение в Украину в конце февраля, отчасти в попытке добиться того, чтобы ее сосед не стремился присоединиться к западному военному альянсу.
Паранойя Путина по поводу расширения НАТО на восток обусловлена тем, что с момента окончания холодной войны НАТО пополнила свои ряды 14 странами бывшего СССР или бывшего Варшавского договора. Этот процесс начался в 1999 году с присоединения Чешской Республики, Венгрии и Польши, а в 2004 году к ним присоединились еще семь стран, когда в состав НАТО вошли Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения.
За ними последовали Албания и Хорватия (2009 год), Черногория (2017 год) и, совсем недавно, Северная Македония (2020 год), в результате чего общее число членов достигло 30 стран, обеспечивающих защиту около одного миллиарда граждан.
Правительство Украины проявило интерес к тому, чтобы последовать этому примеру - помимо стремления к включению страны в ЕС — в то время как Босния и Герцеговина, а также Грузия также ранее заявляли о своем потенциальном желании присоединиться к ЕС.
Для России такое дальнейшее усиление восточного фланга НАТО неприемлемо, поскольку оно оставляет открытой перспективу размещения Североатлантическим союзом передовых войск и вооружений Альянса у ее порога. При поддержке союзника Беларуси российские войска начали действия в Украине, чтобы остановить продолжающееся стремление президента Украины Владимира Зеленского к Западу.
Несмотря на месяцы строгих предупреждений, НАТО и его самый влиятельный член, США, не могли сделать ничего, кроме как выразить возмущение в начале войны. Хотя статья 5 альянса гласит, что нападение, предпринятое против одного члена, будет рассматриваться как нападение против всех — так называемая коллективная оборона — однако в случае с Украиной альянс не мог вмешаться.
Но если Путин рассчитывал на возможные разногласия в НАТО, то эти мысли были мгновенно развеяны, поскольку многие страны-члены быстро перешли к поставке Киеву оружия и техники, необходимых для укрепления его обороны.
"Президент Путин совершил стратегическую ошибку. Он полностью недооценил силу, способность и волю украинского народа и украинских вооруженных сил защитить себя и недооценил решимость НАТО, союзников и партнеров НАТО в поддержке Украины", — заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Если движение бронетанковых колонн в Киев и разрушение городских центров, таких как южный украинский город Мариуполь, было задумано русскими для того, чтобы отбить у страны желание вступить в НАТО, то эта стратегия быстро привела к обратным результатам.
12 мая Финляндия объявила, что подаст заявку на вступление в НАТО "без промедления", а Швеция сделала то же самое четыре дня спустя, сославшись на "фундаментально изменившуюся обстановку в области безопасности в результате вторжения России в Украину".
"Президент Путин хотел меньше НАТО. Он получает больше от НАТО: больше войск и больше членов НАТО", — сказал Столтенберг 1 июня.
К началу июня министерство обороны США увеличило свое присутствие в Европе до более чем 100 000 военнослужащих и направило в регион дополнительные истребители, транспортные самолеты и самолеты-заправщики. "Европейские союзники и Канада также наращивают свои усилия, увеличивая численность войск, повышая уровень подготовки и расходы на оборону", — сказал Столтенберг.
В июне НАТО заявила, что 130 самолетов союзников постоянно находятся в состоянии повышенной готовности на восточном фланге, включая те, которые обеспечивают воздушное патрулирование в странах Балтии и наземное усиление в Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Собственные средства наблюдения также обеспечивают круглосуточную защиту.
Во время саммита в Мадриде 28-30 июня НАТО утвердила новую стратегическую концепцию, пообещав укрепить свою коллективную оборону и "трансатлантическую солидарность" перед лицом возросшей угрозы.
"Российская Федерация является самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников и мира, а также стабильности в евроатлантическом регионе", — заявили тогда в НАТО. "С решимостью, стремлением и солидарностью союзники будут продолжать противодействовать российским угрозам и отвечать на враждебные действия в соответствии с международным правом".
Осуждая войну в Украине, Альянс также заявляет:
"Мы продолжим и еще более усилим нашу политическую и практическую поддержку" Киеву, такую как поставка "нелетального оборонного вооружения", улучшение киберзащиты и поддержка мероприятий по модернизации "в его переходный период для повышения долгосрочной оперативной совместимости".
В то же время стратегическая концепция НАТО направлена на "усиление специализированной политической и практической поддержки партнеров, включая Боснию и Герцеговину, Грузию и Республику Молдова". Согласно документу, это поможет "укрепить их целостность и устойчивость, развить их возможности и сохранить их политическую независимость", — говорится в нем.
Обсуждение плана расширения для Финляндии и Швеции было завершено в штаб-квартире НАТО в Брюсселе 4 июля, а документы протокола о присоединении были подписаны на следующий день.
"Обе страны официально подтвердили свою готовность и способность выполнить свои политические, юридические и военные обязательства и обещания по вступлению в НАТО", — заявил альянс, который теперь будет ждать, пока каждый из его членов официально ратифицирует расширение.
Турция изначально выступала против присоединения Швеции и Финляндии, обвиняя скандинавские страны в укрывательстве сторонников террористической организации РПК, но скорректировала свою позицию после подписания трехстороннего меморандума 28 июня.
"С 32 странами за столом переговоров мы будем еще сильнее, а наши люди будут еще в большей безопасности, поскольку мы сталкиваемся с крупнейшим за последние десятилетия кризисом безопасности", — говорит Столтенберг.
НАТО заявило: "Безопасность Финляндии и Швеции имеет непосредственное значение для Альянса, в том числе в процессе присоединения".
В ходе саммита в Мадриде были также объявлены планы по созданию акселератора оборонных инноваций при поддержке многонационального инновационного фонда. НАТО заявляет, что он "объединит правительства, частный сектор и научные круги".
Поскольку к 2035 году парк из 14 самолетов наблюдения Boeing E-3A должен быть списан, НАТО "утвердила стратегию, которая обеспечит бесперебойную поставку бортовой системы предупреждения и управления следующего поколения и соответствующих возможностей". В марте компания Boeing получила контракт на снижение рисков и технико-экономическое обоснование, связанное с этим проектом, возглавив коалицию партнеров под вывеской ABILITI.
Кроме того, достигнут прогресс в выполнении ключевого требования, согласно которому государства-члены должны тратить на оборону не менее 2% своего ВВП.
В докладе, опубликованном перед саммитом, оценки НАТО предполагают, что в этом году только девять из его членов выполнят поставленную задачу: Хорватия, Эстония, Греция, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Великобритания и США. Ожидается, что расходы еще 10 организаций составят от 1,5% до 1,99%, а финансирование еще 10 организаций будет ниже 1,5%. Следует отметить, что у Исландии нет армии.
Однако "уже седьмой год подряд расходы на оборону увеличиваются, и все больше и больше союзников следуют нашим рекомендациям", — сказал Столтенберг.
Картина более позитивна, когда речь идет о проценте оборонного бюджета, который государство ежегодно выделяет на закупки. Здесь НАТО ставит цель в 20%, и по имеющимся данным, в этом году 24 страны должны превысить этот уровень.
Однако в последнем анализе не учитывается крупное увеличение расходов, объявленное несколькими странами в ответ на агрессию России в Украине. Германия, например, выделила дополнительные 100 млрд евро (102 млрд долл. США) вскоре после начала военных действий, а Польша обязалась увеличить свои расходы до 3% ВВП. Швеция, тем временем, планирует достичь целевого показателя в 2% к 2028 году.
Но помимо расширения членства до 32 стран и создания нового северного фланга вдоль российской границы, как включение Финляндии и Швеции изменит совокупную численность вооружения НАТО?
Данные показывают, что на конец прошлого года страны НАТО имели на вооружении в общей сложности 20 669 военных самолетов. В то же время вооруженные силы России, которые впоследствии значительно поредели в результате войны в Украине, располагали лишь 20% от этого количества, или 4 173 самолетами.
НАТО также располагает самолетами Boeing 707 E-3A, а компания Northrop Grumman завершила поставку пяти самолетов RQ-4D Global Hawk в рамках программы наземного наблюдения Альянса.
Механизмы объединения и совместного использования представляют дополнительные возможности, в том числе три самолета Boeing C-17, используемые консорциумом НАТО Strategic Airlift Capability и членами программы "Партнерство ради мира" на авиабазе Папа в Венгрии.
Кроме того, пять самолетов-заправщиков A330 (MRTT) компании Airbus Defence & Space уже используются многонациональным флотом НАТО на авиабазе Эйндховен в Нидерландах. Это число должно вырасти как минимум до девяти таких самолетов, но может увеличиться еще больше, если другие страны присоединятся к инициативе, в которой на данный момент участвуют Бельгия, Чешская Республика, Германия, Люксембург, Нидерланды и Норвегия.
В общей сложности 396 военных самолетов находятся в активной эксплуатации в Финляндии (192) и Швеции (204).
В Хельсинки находятся 165 самолетов ВВС и 27 армейских самолетов, а в Стокгольме — 151 самолет ВВС и 53 вертолета в составе эскадрильи Оборонного вертолетного полка.
Однако наиболее заметные текущие приобретения наций относятся к сектору истребительной авиации.
В декабре 2021 года Финляндия выбрала самолет Lockheed Martin F-35A для своей программы HX из 64 самолетов, которая призвана заменить самолеты Boeing F/A-18C/D. Швеция, тем временем, заказала 60 самолетов Saab Gripen Es, а модели нового поколения должны поступить в эксплуатацию в конце этого десятилетия.
Совершив стратегически важный шаг, 30 июня Швеция подписала контракт стоимостью около 7,3 млрд. шведских крон (714 млн. долларов США) на приобретение двух самолетов наблюдения Saab GlobalEye. Это заявление было сделано всего через день после того, как НАТО одобрила заявку на вступление страны в НАТО.
Поставки сильно модифицированных самолетов Bombardier Global 6000 будут осуществлены в 2027 году, при этом контракт также предусматривает опционы на приобретение еще двух самолетов.
Подчеркивая, что это "оборонительный альянс, который не представляет угрозы ни для одной страны", НАТО заявляет, что "будет продолжать защищать наше население и защищать каждый дюйм союзной территории в любое время".
"Мы будем опираться на новую усиленную позицию и значительно укреплять сдерживание и долгосрочную оборону, чтобы обеспечить безопасность и оборону всех союзников".
Еще одним неизвестным фактором, согласно анализу Flight Global, является реакция России на то, что ее противник определяет ее как "самую значительную и прямую угрозу" в то время, когда Москва имеет превосходство в количестве самолетов пять к одному.
Призрак будущей эскалации военных действий вызывает беспокойство, поскольку Путин предупредил о неопределенных последствиях дальнейшего расширения НАТО и поставок Западом современного оружия в Украину. Кроме того, Москва даже намекнула на потенциальное повышение боеготовности своих ядерных сил, что вызывает опасения относительно сценария ядерного конфликта.
Однако Столтенберг обратил внимание на текст декларации ООН, согласованной Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США в январе 2022 года, в которой утверждается, что "ядерная война не может быть выиграна и никогда не должна вестись".
В соглашении также говорится: "Ядерное оружие — пока оно существует — должно служить оборонительным целям, сдерживать агрессию и предотвращать войну".