Литва объявила о своем намерении увеличить расходы на оборону до 5-6 % от валового внутреннего продукта, став первой страной-членом НАТО, взявшей на себя обязательство в ответ на призыв Дональда Трампа к союзникам выделять на оборону не менее 5% от ВВП.
Решение, о котором 17 января объявили литовские власти, продиктовано решимостью балтийской страны противостоять угрозе российской агрессии. Литва, имеющая общую границу с Белоруссией и сильно милитаризованным российским анклавом Калининградом, неоднократно подчеркивала необходимость укрепления своей обороны.
Президент Литвы Гитанас Науседа заявил журналистам после заседания Государственного совета обороны в столице Литвы Вильнюсе, что было принято историческое решение почти вдвое увеличить расходы на оборону страны. В настоящее время Литва тратит на оборону чуть более 3% своего ВВП.
«Возможность российской военной агрессии всегда реальна, но она не неизбежна», — предупредил Науседа. «Мы должны активизировать наши усилия по значительному укреплению обороны и сдерживания, выделяя на эти цели больше ресурсов».
Министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрыс в своем посте на сайте X сообщил, что обязательство страны тратить от 5 до 6 % ВВП начнется в 2026 году и продлится до 2030 года.
«Сложные времена требуют смелых решений и лидерства», — написал он. «Мы призываем наших союзников следовать этому пути. Эпоха пассивных выжидательных стратегий закончилась».
Это заявление, сделанное за 3 дня до вступления Дональда Трампа в должность президента, делает Литву первым союзником по НАТО, который официально взял на себя обязательства по достижению целевого показателя в 5% ВВП, к которому призывает избранный президент США.
Дональд Трамп уже давно критикует страны-члены НАТО за то, что они не могут достичь целевого показателя расходов на оборону в размере 2% от ВВП, и недавно предложил более амбициозную цель в 5%, заявив на пресс-конференции 7 января, что «они все могут себе это позволить».
Министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш в недавнем интервью Financial Times поддержал призыв к достижению целевого показателя в 5%: «Если мы могли позволить себе влезть в долги, чтобы отстроиться после Ковида, то, несомненно, мы должны найти деньги, чтобы защитить себя от войны».
Однако в целом европейские лидеры НАТО неоднозначно отреагировали на призыв Дональда Трампа к значительному увеличению расходов на оборону. Франция, например, сталкивается с проблемами управления долгом, превышающим 110% ВВП, а Германия сдерживается конституционными ограничениями на дополнительные заимствования.
В 2014 году страны-члены НАТО обязались стремиться к тому, чтобы к 2024 году тратить на оборону не менее 2% ВВП.
К концу 2023 года 10 из 31 члена НАТО достигли целевого показателя в 2%, хотя согласно прогнозам, опубликованным в июне прошлого года, это число может возрасти до 23 из 32 к 2024 году после вступления Швеции в Атлантический альянс.
Когда Дональд Трамп только вступил в должность в 2016 году, только пять членов НАТО выполняли минимальный показатель в 2%. Четыре года спустя, к концу его первого президентского срока, это число возросло до девяти.