Михаил Дегтярёв — член Национального союза художников Украины, искусствовед, которому небезразлична судьба исторических и природных памятников Киева. Он опасается, что столица в ближайшем будущем окончательно потеряет свой вид.
Это вторая часть серии статей
«Памятники Киева в опасности».
Об ухищрениях строительной мафии и основных вызовах, которые застройщики бросили старинным стройкам Киева и живописным столичным склонам, Дегтярёв рассказал корреспонденту Великой Эпохи.
«Я 30 лет работал над защитой старины. Но государство перестало выделять деньги. И как видите: гибнут памятники архитектуры».
Михаил Дегтярёв
Ниже представлен рассказ Михаила Дегтярёва.
Когда-то верующие люди подходили к Левому берегу до революции, и, увидев красоту этого ансамбля, падали на колени как перед живой иконой. Эта панорама во многих иконах даже как фон используется. И вот неблагодарные наши современники такое насилие творят! Хотя по закону это исторически охраняемый ландшафт, то есть он не должен высотками разрушаться.
Взять хотя бы нашу набережную, начиная от почтовой площади до пешеходного моста. В газете «Сегодня» недавно была публикация о проектах строек, которые собираются реализовать в Киеве в скором времени. Один из проектов — «Морской лайнер» возле Почтовой площади, автор проекта — Скорик Лариса Павловна, главный советник по вопросам архитектуры.
Согласно проекту, это будет 3—4 застеклённых этажа сплошной полосой вдоль исторического ландшафта. А это ведь летописные наши зелёные склоны — мало где в мире такую красоту в историческом центре увидишь.
Это визитная карточка Киева, это нерукотворный пейзаж в сочетании с теми комплексами святынь, которые венчают эти склоны. Этот проект ещё и антиэстетичная вещь. Представляете: солнце утром поднимается, это будет розовое всё. В жару там будет жарко, зимой холодно, антиэстетично, да и угроза оползневых процессов. Но главное, по закону — это охраняемый исторический ландшафт, прямое нарушение.
В эстетическом отношении это просто отвратительно, то есть летописные наши горы, наши зелёные склоны просто отрезаются от глади воды. Ведь сейчас это гармоничное сочетание — голубая гладь воды и зелёные склоны. Согласно проекту, транспортные потоки должны уходить в подземный тоннель. Люди якобы будут гулять сверху. Будут в рестораны заходить, музеи какие-то там откроют. А весь транспортный поток будет под землёй, но представьте, какое количество транспорта, техники потянут эти новостройки. То есть неизбежны автокатастрофы, пробки. Что ни возьми…
Была ещё одна история, когда архитектурные власти Киева объявили, что проводится конкурс на настройку киевских склонов, и выиграла якобы какая-то иностранная, колумбийская что ли, фирма — они всё сплошь остеклить собирались, и первое место даже им приписали и выдали какую-то денежную премию. В ужасе были все переживальщики за киевскую старину. А я им объяснял, что такого не может быть. И я как предвидел — правильно угадал, что это специально блефуют власти для того, чтобы потом сказать: видите, эти иностранцы не уважают наше наследие, а Л.П. очень деликатна в тех местах, где можно те стекляшки свои ставить.
Вертолётную площадку для Президента рядом с Мариинским дворцом тоже возводят на склонах летописных — лезут прямо на склоны, которые являются исторически охраняемым ландшафтом, по закону.
Но меня лично волнует не дать набережную застеклить. Собираюсь связываться со всеми неравнодушными людьми, с лигой экскурсоводов, чтобы объяснить, что всё это недопустимо.
Евро приближается, туристы скоро нагрянут. Почему бы не показать наши подлинные объекты, ценнейшие? Взять домонгольского периода Спас на Перескове или Михайловский Выдубицкий монастырь — трещины стоят. Более позднего периода Трапезная Михайловского Златоверхого монастыря тоже в трещинах.
Когда было такое время, чтобы такой значимости памятники стояли в трещинах, всё более разваливались, и ни на консервацию, ни на реставрацию у государства в бюджете не закладывались деньги? А наоборот, те небольшие деньги, копейки — 20 млн, которые заложили на реставрацию, — они все отданы были на новую стройку — самый огромный в Европе будет православный храм на Лыбедской.
Взять Десятинную церковь, которую хотят воссоздавать. Никто не знает, какая она была. Если воссозданный Михаиловско-Успенский — тут можно считать, что всё оправданно, есть основания, материалы. А там сколько авторов, столько и проектов.
Даже Скорик Л.П. хочет 20 млн из бюджета взять на Десятинную церковь, чтобы просто законсервировать и сделать стеклянное покрытие в виде какого-то Креста. А поскольку они близки к правительству, вполне возможно, их проект займёт первое место, и будут это делать. Но так нельзя этого делать. Почему? Потому что трещит, ползёт Андреевская церковь.
Почему я ещё переживаю за неё — потому что я соавтор проекта реставрации. В могиле архитектор лежит. В советское время нам были нужны деньги большие на золочение. Мы доказали, что это её расстреллиевский подлинный облик, и она была позолочена. Это единственное подлинное на Украине произведение Расстрелья, притом с сохранившимся интерьером.
И вот памятник мирового значения не только архитектуры, но и искусства и научных достижений того времени оказался под угрозой. Там трещина образовалась огромная, директор этого филиала экспертов из Юнеско приводила, рука туда просовывается, такие вертикальные трещины. И если развернут строительство Десятинной церкви, то добьют Андреевскую. У меня было несколько публикаций по Андреевской церкви, почему это произошло. Из-за новостроек антизаконных.
Общественность сейчас борется за Андреевский спуск. По плану заповедника, это, по сути, его сердце, и нужно сохранить эти старинные здания, они являются памятниками архитектуры Киева. А раз территория заповедника, значит слово реконструкция никак не допустимо — только реставрация, поддержание того, что там есть. А уже тайком утвердили проекты многоэтажных отелей.
И вот один из проектов, который мне удалось достать, — это торгово-офисный центр у основания Андреевского спуска, на перекрёстке улиц Боричев Ток и Фроловская.
Здесь под горой Флоровский монастырь, то есть территория заповедника, где должна сохраняться историческая среда. Если всё-таки будут строить — это угроза оползневого процесса на всем Андреевском спуске. По закону, памятники, их объём и внутренняя планировка и охранная среда, сложившаяся вокруг, должны сохраняться. А что делается? — Оставляют только фасадную стенку, не могут совсем снести, это ж надо статью заводить. Так есть такой приёмчик, он в России используется: фасады оставляют, а всё, что за ними, перестраивают, якобы вот город нуждается в развитии.
Если этот проект воплотится, то сколько транспорта потянется. Сама архитектура, согласно этому проекту, жуткая функциональная, похоже на конструктивизм. Этажность возле дороги там 6 этажей, а дальше уже пирамидообразно нарастает, то есть совершенно недопустимая вещь, с моей точки зрения.
Проект неизвестно, утверждён или нет. Везде главный архитектор города его проталкивает. Как может Целовальник это подписать? Но никуда он не денется от этого, пусть отвечает. Как можно не знать, что это территория заповедника «Древний Киев», что насилие над памятниками архитектуры такое нельзя делать, что транспортный коллапс может произойти, но это уже в последнюю очередь. А об угрозе всему Андреевскому спуску нельзя не знать. Чтобы главный архитектор Киева в нарушение законодательства, касающегося заповедной территории, вот так обращался с старинными памятниками Киева, позволил над ними вот такую громаду громоздить — это трудно объяснить.