Копенгаген на две недели стал центром мировых событий. Датчане даже временно изменили название столицы и сделали это весьма творчески: Hopenhagen, пишет Корреспондент.
Игра слов, объединившая Hope — надежда и Open — открытый. Открытая надежда на то, что у человечества всё еще есть шанс выжить в процессе быстрых климатических изменений, которые набирают ход так же стремительно, как скоростной поезд на магнитной подушке. Собравшиеся в Копенгагене приблизительно понимали, чем все пахнет. Здесь были все — от студентов-ботаников со спальными мешками до лидеров и премьеров 180 стран в сопровождении министров, ученых, бизнесменов.
В огромном «Белла-центре» разворачивалась настоящая драма: сумма компенсации в 10 миллиардов долларов в обмен на уменьшение выбросов парниковых газов оскорбила лидеров развивающихся стран. Они доказывали свое право развиваться так же, как это делают Северная Америка, Европейский Союз и Япония. Развитие, в понимании землян, неизбежно сопровождается загрязнением. Народ на улице тоже не скучал: одни поддерживали протест своих лидеров, другие возмущались тем, что политики не могут договориться. Третьи просто активно отдыхали. Разбушевавшуюся толпу, которая пыталась громить витрины и отделения банков, датские полицейские били больно, но аккуратно.
Деньги из ветра и экскрементов
Датчане организовали серию «энерготуров» для демонстрации чистых технологий. Автобусы с журналистами один за другим разъезжались на ветрогенераторные станции, фермы, заводы по выработке биогаза. Поразили африканцы, индусы и китайцы, которые были больше похожи на агентов технологической разведки. Они все конспектировали, писали на камеры и снимали каждую гайку и манометр в системах извлечения энергии из чего угодно — например, из обычной соломы, которая в Украине просто гниет на полях. Заглядывали во все щели, включая бункер с навозом, из которого вырабатывают метан.
Активно датчане делают деньги и энергию из воздуха. Ветрогенераторы в сказочной стране Андерсена — это 20% всей вырабатываемой энергии страны. А мощность всех ветрогенераторов планеты с 2000 года увеличилась в 6 раз, до 150 тысяч мегаватт. У нас, в Украине, многие государственные деятели весело отмахиваются от этих цифр: мол, детская игра в энергетику. И продолжают лоббировать планы строительства 22 новых ядерных реакторов. Почему именно 22 блока, а не, скажем 40? Или 60? Сколько энергии необходимо Украине и сколько она теряет в дырявой инфраструктуре, старых сетях?
Кто-то считал, что лучше: больше генерировать, покупая топливо и накапливая на своей территории ядерные отходы или меньше тратить за счет энергосбережения? Кризис и повышение цен на энергоносители прекрасно способствуют этому. Одно маленькое наблюдение: литр 95-го бензина в Дании стоит 2 доллара США. Не удивительно было наблюдать под мэрией Копенгагена парад авто-мото техники, от скоростных родстеров до сверкающих лимузинов с разными нетрадиционными типами двигателей. От уже известных нам гибридов до серийных городских электромобилей и тракторов на биотопливе. Полно самодельных экземпляров. Первый же нефтяной кризис 60-х годов их многому научил.
А где Украина?
Очень жаль, что в Копенгагене не было наших бизнесменов, и они не увидели, как делают деньги из ветра и навоза. Очень жаль, что в Копенгагене не было наших инженеров, которые могли бы пощупать серийный гибридный двигатель компании «Вольво» для многотонных грузовиков и автобусов. Посмотреть, как с помощью солнечных батарей освещаются в ночное время автобусные остановки в Сан-Франциско. Как работает «импульсный душ», который экономит 50% воды, потребляемой каждым гражданином дважды в сутки.
Но еще печальнее, что в Копенгагене не было наших политиков. На конференции не появились ни президент Виктор Ющенко, ни премьер Юлия Тимошенко. Вести диалог с первыми лицами мирового политбомонда Украина прислала главу украинского национального агентства экологических инвестиций Игоря Лупальцова. Руководителя нашей делегации мы обнаружили за 2 дня до окончания конференции и он пообещал дать интервью и даже назначил время — в 22:00 (!).
Похоже, это был тактический способ мягко послать нас очень далеко: уже за 3 часа до назначенного времени телефон лидера украинской делегации не отвечал, хотя телевизионная группа приехала из пригорода Копенгагена на встречу с чиновником. Мы наивно хотели, чтобы специалист в области экологической политики страны помог нам разобраться с математикой. Что собирается делать Украина до 2020 года: повышать выбросы или уменьшать? Судя, по официальной доктрине, Киев не стал дразнить мировое сообщество и взял обязательства снизить выбросы на 20% по сравнению с 1990 годом. С учетом резкого падения экономики за последние 19 лет, выбросы углекислоты нашей промышленностью сократились на 55%.
И теперь, чтобы выполнить взятые на себя обязательства, Украине нужно не сокращать, а повышать уровень парниковых газов на 35%. Представители экологических организаций утверждают, что повышение выбросов должно достичь даже 75%, хотя не понятно, по какой формуле они считают. Вполне возможно, что наши чиновники планируют не столько поднимать экономику, сколько продавать квоты. Согласитесь, это вообще мечта поэта: ничего не вкладывая и ничего не производя, продавать… воздух. Правда, никто не знает, как расходуются 300 млн. евро, полученных от Японии…
Помните слова Агента Смита из блокбастера «Матрица» о том, что люди — единственные существа во Вселенной, которые для захвата новых территорий, уничтожают свои собственные? Если честно, то это — правда. И уже в ближайшее время людям нужно будет сделать выбор: ничего не меняя, в болезненных муках (посмотрите на перегруженные пациентами онкологические центры) исчезнуть с лица Земли, либо, изменив себя и свое отношение к окружающему миру, перейти на новый уровень своего развития.
Я — оптимист. В стране уже принят закон о «зеленом тарифе», который открыл двери большому бизнесу для производства «чистой энергии». Более того — бизнес уже вошел в эти двери. Конечно, можно и дальше находится в состоянии гипноза, наблюдая за телодвижениями наших политиков. Но настоящая жизнь, мощная экономика и крепкое здоровье с этим сериалом не имеют ничего общего. И чем быстрее мы сменим фокус нашего внимания, а дилетантов — на профессионалов, тем быстрее вернемся к разговору о возвращении Украины в Европу.
А настоящие профи, поверьте, есть в стране. Уже сейчас они таранят систему, пробивая разрешения на установку ветрогенераторов. Отапливают отработанной соломой не воздух на полях, а детские садики в своих селах. Буквально проламывают через парламент и кабмин законы и постановления. Строят «умные» дома, накапливающие и разумно распределяющие энергию. Из обычного бытового мусора вырабатывают газ. Разрабатывают новые виды солнечных батарей. Придумывают лекарства от рака. И безгранично, назло всем врагам, верят в светлое будущее независимой Украины.