Красочные бабочки летают по всему небу, добавляя ярких красок цветочным кустам. Плотная композиция и насыщенный золотистый цвет наполняют жизненной силы. Так изображены «Танцующие бабочки» — произведение искусства росписи на фарфоре, получившее золотую медаль на Международной выставке искусства и культуры росписи на фарфоре в Гонконге в 2022 году. Редкая красота создана Бетти Хо Лю И-лин, председателем Гонконгской ассоциации исследователей керамики.
Став членом Гонконгского общества исследования керамики в 2016 году, Бетти, художница с многолетним стажем, почувствовала, что открыла для себя новые возможности. Она контактирует с экспертами по росписи фарфора и учится у многих мастеров. Эти знания помогли ей разработать собственный стиль росписи изделий из фарфора.
Бетти закончила факультет изобразительного искусства Китайского университета Гонконга. Она занимается искусством уже более 30 лет, и живопись является неотъемлемой частью ее жизни.
Расписной фарфор известен под названием Gangcai, который сочетает в себе китайские и западные культурные элементы, одновременно представляя выразительный местный колорит Гонконга. Гангсай происходит от кантонского фарфора, характерного стиля керамической посуды, расписанной в провинции Гуандун. Кантонский фарфор — один из четырех самых известных видов керамики в Китае.
Ранее Бетти имела лишь поверхностное представление о расписном фарфоре Гонконга. Но когда она присоединилась к Гонконгскому исследовательскому обществу керамики, то начала заниматься исследовательским проектом. Она отвечала за образование и продвижение, ей пришлось посетить много экспертов высокого уровня, и поэтому она узнала о различных видах культурных реликвий кантонского фарфора.
Ранее она создавала западные картины, такие как масляная живопись и гравюры. Эти навыки заложили прочный фундамент для создания расписного фарфора, поэтому она легко рисовала на фарфоре и быстро достигла значительных успехов. «Простой кусок кантонского фарфора содержит нашу историю, культуру, научные знания, мастерство, национальный дух и народную мудрость!» — делится Бетти.
Кантонский фарфор имеет богатую историю, насчитывающую почти столетие. Он был популярен в Гонконге, и его покупали многие иностранные бизнесмены. Большое количество талантов кантонского фарфора приехало в Гонконг в 1920-х годах, широко распространяя свое мастерство и даже объединяя восточную и западную культуры, что в дальнейшем превратилось в расписной фарфор Гонконга.
После того как Бетти познакомилась с росписью фарфора, она была глубоко увлечена этой техникой. «Я считаю, что роспись на фарфоре дает возможность для самых разнообразных художественных высказываний. Техники масляной живописи, акварели, туши, гравюры и даже скульптуры могут быть применены к росписи на фарфоре».
С точки зрения творчества, Бетти считает, что роспись фарфора дает ей много возможностей для раскрытия своего потенциала, а также она понимает дух стремления к совершенству мастеров и наслаждается их работами.
Изначально Бетти хотела учиться в Дзиндэчжене, провинция Цзянси, Китай, родном городе росписи фарфора. Прежде чем мастерица смогла осуществить это, она познакомилась с г-ном Ли Сю-Маном, великим мастером росписи фарфора, и он организовал для нее мастер-класс.
Позже, посетив местную классическую фабрику Yuet Tung China Works, она почувствовала, что та была похожа на музей фарфоровой живописи. Она была ослеплена разнообразием фарфора.
На девушку произвели глубокое впечатление обстоятельная экскурсия господина Чо, владельца фабрики, ручная роспись мастера Тама, роспись мастера Чана и передача росписи великой госпоже Чо. С тех пор она часто посещает китайскую фабрику Yuet Tung China Works.
Позже она познакомилась с большим количеством профессионалов отрасли, таких как Чжан Цзиньпин, Ли Жунчао, Сюй Энфу, Чжао Имин, Лей Ят-по и Чэнь Вэнь. К счастью, она училась у них, что дало ей более глубокое понимание материалов и техник кантонского фарфора.
Позже Бетти училась у Лей Ят-по, известного мастера кантонского фарфора в Макао, чья фабрика росписи фарфора расположена в Саньсян, город Чжуншань, Китай. Затем она поехала в Чжуншань на обучение. «Когда я училась у мастера, я узнала много народной мудрости и осознание мастером важности защиты окружающей среды. Это те знания и добродетели, которые ученики наследуют от мастеров.
Художники не пользуются измерительными приборами, компасами и вертушками, а только кистью и техникой «стежка», чтобы точно нарисовать круги на большом и малом фарфоре, то ли в двух измерениях, то ли в трех измерениях. Большинство их инструментов изготовлены из простых материалов. Например, палочки для еды используются для размещения чернильных следов, бумажная сердцевина от использованной клейкой ленты — для изготовления основы глазури, использованные ручки — для хранения кистей или пера, вода для мытья используется для замачивания краски, косточка от веера — для изготовления скребка, а старая рубашка — для создания печатной подушечки.
Бетти с волнением сказала, что процесс обучения на примере кантонского фарфора — это путешествие, полное мудрости. От процесса рисования, начиная с размола цветных порошков, сшивания, сборки, расположения и раскрашивания до обжига в печи, каждая деталь содержит знания и мудрость.
Последняя работа Бетти по росписи фарфора «Танцующие бабочки» выделялась среди более 100 фарфоровых росписей и получила золотую награду. Она сказала, что эта работа, которая получила награду, использует характеристики «сочетание китайского и западного» кантонского фарфора.
Для оформления краев она выбрала технику сочетания цветов, пастельные тона и западные цвета для изображения. Это может увеличить слои цвета, а также обогатить текстуру рисунка; что касается тематического украшения в центре, она использовала традиционные техники гуанкай для выражения летающих бабочек, а чтобы достичь эффекта ослепительного неба и меняющихся облаков, использовала западный цветной материал перламутр, чтобы выразить его, в то же время делая центральное пространство для летающих бабочек более широким и более объемным.
Бетти имела честь быть инструктором образовательной программы Жокейского клуба ICH+ «Инновационное наследие» в 2020 году. Событие привлекло почти 100 студентов, которые подали заявки на обучение мастерству росписи фарфора. Однако из-за ограниченного количества субсидий только пять человек смогли поступить на курс.
Бетти поделилась: «Каждый студент имеет свою собственную форму выражения и стиль. Их работы очень интересны. Кроме того, благодаря своей преданности и целеустремленности в обучении, они овладели многими техниками в течение года. Они также могут использовать собственный творческий потенциал, чтобы придать новые идеи и формы кантонскому фарфору».
«Многие люди думают, что, имея опыт в живописи или каллиграфии, они могут применить эти навыки к росписи фарфора. На самом деле чтобы лучше сочетать другие виды искусства с керамикой, самое главное — понимать особенности и технику керамического ремесла», — говорит она. Например, обжиг в печи — это одна из базовых вещей, которую нужно изучить. Иначе материал для глазури может оказаться не таким, как ожидали художники. Искусство — это мастерство, а уже потом творчество.
Бетти считает, что процесс обучения не может быть завершен за один день, настойчивость и терпение являются ключевыми. В наше время технологии изменили ритм жизни каждого. Трудно привлечь молодежь к чему-то, что требует длительной отдачи. Кроме того, роспись фарфора не относится к хорошо оплачиваемой работе. Ее освоение — это, безусловно, большой вызов.
Бетти поощряет молодое поколение овладевать мастерством: «Я надеюсь, что молодые художники смогут взять на себя обязательства и внести новые элементы местного колорита в свои работы, чтобы кантонский фарфор мог развиваться со временем, а расписной фарфор Гонконга получил свежую концепцию, благодаря которой современное искусство будет ярко сиять».
По материалам The Epoch Times USA