Двое из более десяти российских диссидентов, освобожденных из тюрем и прибывших в Германию в рамках состоявшегося на прошлой неделе крупного обмена заключенными между РФ, Беларусью и Западом, говорят, что думают о возвращении в Россию, но пока обещают продолжать политическую деятельность из-за границы.
В результате обмена восемь россиян, включая осужденного убийцу, были возвращены на родину из западных стран в обмен на 16 заключенных, освобожденных из российских и белорусских тюрем.
«Как люди, которые были фактически депортированы, которых выгнали из страны, мы все имеем огромное желание вернуться», — сказал опозиционный политик Андрей Пивоваров в интервью агентству Reuters в Бонне в субботу.
«Я определенно хочу быть в России. Я — российский политик, и это очень важно для меня», — сказал Пивоваров. «Понятно, что они (российские власти) не позволят нам вернуться, хотя мы этого хотим».
Илья Яшин, оппозиционер, заключенный в тюрьму в 2022 году за критику полномасштабного вторжения президента Владимира Путина в Украину, также выразил желание вернуться на родину.
«Я искренне переживаю свое изгнание из России, несмотря на всю благодарность, которую я испытываю к тем, кто желал мне добра и спас меня», — сказал Яшин агентству Reuters. «Но я искренне говорю, что мое место — в России... Я посвятил свою жизнь своей стране».
«Мне очень тяжело эмоционально, потому что я понимаю, что освобождение мне далось ценой освобождения убийцы, человека, который фактически совершил кровавое преступление», — сказал Яшин.
Речь идет о Вадиме Красикове, россиянине, осужденном в 2019 году за убийство бывшего чеченского боевика в Берлине и оказавшемся в числе освобожденных.
«Я неоднократно говорил, что не хочу быть в списках на обмен», — сказал Яшин. «Представители Кремля с радостью включили мое имя, потому что для них мой обмен по сути означает высылку», — добавил он.
Он сказал, что планирует продолжать заниматься, по его словам, антивоенным воспитанием россиян и помогать российским политзаключенным.
Пивоваров также сказал, что хочет продолжать свою оппозиционную деятельность за пределами России.