При установлении принадлежности флоресского человека, ныне исчезнувшего индонезийского вида карликовых людей, круги археологов придерживаются разных точек зрения. В своих мнениях они разделились на две группы ученых, непрерывно спорящих друг с другом. Некоторые ученые настаивают на том, что это отдельный вид, другие специалисты считают, что так называемый флоресский человек – это всего лишь современный человек, страдающий от энцефалатрофии (атрофии мозга). Как об этом говорилось в статье журнала New Scientist, сии дискуссии так горячи, что могли бы перерасти в новую эпопею «Властелин колец».
Например, Роберт Мартин из чикагского Музея естествознания Филда считает, что обнаруженные в 2004 г. на индонезийском острове Флорес останки флоресского человека принадлежат современному человеку, жившему в каменном веке и в определенной степени страдавшему от атрофии мозга. У этой болезни существует свыше 400 наследственных гипотипов, тормозящих развитие головного мозга. Он отметил, что найденные вокруг при раскопках каменные орудия созданы нормальным современным человеком, а так называемый карликовый вид человека, имеющий объем мозга 400 куб. см, представляет собой не более, чем фантазии.
Однако, некоторые другие ученые придерживаются противоположной точки зрения. Колин Грувз из Австралийского национального университета в Канберре в своей статье утверждает, что флоресский человек вовсе не имеет патологических признаков атрофии мозга. Он убежден, что Homo floresiensis принадлежит ныне исчезнувшей, отличной от современного человека, ветви людей.
Дин Фолк из Университета штата Флорида исследовала череп флоресского человека и вовсе не обнаружила у него десяти характерных патологических отличий, обычно имеющихся между черепами больных атрофией мозга и черепами здоровых людей. Она еще сказала, что некоторые характерные черты черепов никогда ранее не обнаруживались у других приматов.
Однако дальнейшие исследования усилили расхождения между этими двумя точками зрения. Согласно одной из них, если объем мозга вышеупомянутого вида был всего лишь 400 куб. см, то таким людям было бы вовсе невозможно вынести образ жизни людей каменного века. Но исследователи, придерживающиеся мнения, что флоресский человек представляет собой особую ветвь людей, все же настаивают на том, что поскольку впоследствии было обнаружено останки еще 7 карликовых людей, то этого уже достаточно для доказательства существования отдельного вида. Относительно этого, Крис Стрингер из лондонского Музея естествознания выразил мнение, что для решения этого спора явно необходимо еще больше доказательств.
Кроме людей, ученые в целом ряде разных районов нашли древнейших животных одного и того же периода, единственной разницей между которыми была только величина. Порой, найдя останки некоторого вида динозавров в одном месте, их находили и в других местах, только их размеры были в 3-4 раза меньшими. В таком «микромире» все является миниатюрным. В том районе, где в 2004 г. был обнаружен флоресский человек, еще были найдены некоторые миниатюрные инструменты, выполненные ничуть ни менее искусно, чем инструменты, созданные обычным видом людей. Рассказ о карликах – это вовсе не слухи. Как сообщалось в репортаже Би-Би-Си в сентябре 2004 г., в Индонезии даже 100 лет назад еще были такие, кто видел маленьких людей. Но кем они в конечном счете являются и откуда взялись, это сейчас для ученых остается тяжелой задачей.
Фан Хун. Великая Эпоха