ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Компартия Китая проводит индоктринацию школьников с помощью "мысли Си Цзиньпина"

Великая Эпоха
Ученики занимаются в своем классе в начальной школе "Красной армии" Ян Дэчжи в Вэньшуй, уезд Сишуй, провинция Гуйчжоу, 7 ноября 2016 года.    (Fred Dufour/AFP via Getty Images)

Китайский лидер Си Цзиньпин хочет привить преданность всем гражданам Китая, начиная с учеников начальной школы.

Когда в сентябре студенты и школьники по всей стране вернутся с летних каникул, в их учебной программе появится ещё один предмет: «Мысли Си Цзиньпина».

Новое стремление к идеологическому контролю будет проводиться с начальной школы до колледжа. Обязательный учебник под названием "Мысли Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями в новую эпоху" будет иметь пять изданий, которые будут еженедельно изучаться учащимися 3, 5, 8 и 10 классов. Книга направлена на "постепенное формирование у учащихся поддержки руководства партии и социалистической системы", говорится в недавнем сообщении Министерства образования.

Молодежь проходит мимо пропагандистского щита о "Китайской мечте", лозунге, ассоциирующемся с лидером китайского режима Си Цзиньпином, возле школы в Пекине 12 марта 2018 года. (Greg Baker/AFP via Getty Images)

По мнению экспертов, этот шаг, наряду с ужесточением запретов на западные материалы в классах, указывает на стремление режима усилить идеологический контроль, начиная с формирования мировоззрения подрастающего поколения.

"Если вы контролируете образование, вы, по сути, контролируете мысли всего населения", — сказал газете The Epoch Times Ли Юаньхуа, бывший доцент педагогического колледжа столичного педагогического университета в Пекине.

Политическая задача

Идея Си Цзиньпина, также известная как «ксизм», была внесена в устав Коммунистической партии Китая во время важнейшего Всекитайского съезда партии в 2017 году. С тех пор китайские власти и поддерживаемые государством учреждения создали 18 исследовательских центров, занимающихся изучением этой идеологии.

По мере приближения нового учебного года местные органы управления образованием активизировали подготовку учителей к освоению нового материала, а государственные издания ведут пропагандистскую кампанию, подготавливая почву для запуска учебников. В Хэбэе, северной китайской провинции, которая окружает Пекин, 20 экспертов в ходе виртуального семинара 3 августа объяснили ключевые принципы, лежащие в основе учебника, примерно 44 000 учителям со всей провинции и проинструктировали их о том, как вести занятия — сообщает государственная газета Hebei Daily.

Хуан Цян, глава государственного издательства People's Education Press («Народное образование»), которое публикует книгу, назвал выпуск учебника "ещё одной важной политической задачей", добавив, что это "конкретный шаг" по внедрению "мыслей Си Цзиньпина" "в мозги учащихся".

Ученики сидят в классе во время занятий в Шанхае, 27 сентября 2017 года. (Chandan Khanna/AFP via Getty Images)

Наиболее подробное описание курса было получено от Дин Лили, учительницы начальной школы Шанхая, которая провела пробное тестирование материала на своих учениках. Похвалив "магнетическую притягательность" книги, Дин рассказала анекдот, показывающий, как книга может сыграть роль в разжигании враждебности по отношению к Западу, одновременно укрепляя национализм. (Согласно статье, опубликованной 1 августа в China Education Daily, газете, управляемой издательством).

В лекции под названием «Большой размер не равен силе» в цитате из выступления Си в 2014 году о важности внутренних технологических инноваций, Дин держала телефон китайского телекоммуникационного гиганта Huawei, чей бизнес по производству смартфонов был разрушен санкциями США из-за соображений национальной безопасности, которые перекрыли компании доступ к жизненно важным американским технологиям, включая высокопроизводительные    процессорные чипы.

"Когда дети услышали, что у такого выдающегося национального бренда проблемы из-за того, что его чипы зависят от других людей, они были удивлены, сбиты с толку и возмущены", — сказала Дин, добавив, что затем она задала ряд вопросов, чтобы довести до конца идею о том, что китайский народ должен иметь "основные технологии в своих собственных руках".

Блокирование иностранного контента

Одновременно с формированием у учащихся «мышления Си Цзиньпина» режим также ужесточает контроль за иностранным контентом, преподаваемом в классах.

Регулирующие органы в сфере образования недавно прекратили 286 партнерских отношений между китайскими и зарубежными университетами, такими как Нью-Йоркский университет, Технологический институт Джорджии и Лондонский городской университет.

В конце июля китайские власти, якобы для облегчения нагрузки учащихся, запретили агентствам по репетиторству за пределами школьных учреждений предоставлять услуги иностранных преподавателей или нанимать репетиторов, находящихся за границей. После этого распоряжения по меньшей мере восемь репетиторских компаний прекратили продажу услуг иностранных репетиторов учащихся в Китае, а некоторые из них заявили, что сосредоточатся на альтернативных курсах, таких как разговорный китайский и чтение.

Китайские школьники на уроке в начальной школе в уезде Пинцзян, провинция Хунань, 8 октября 2015 года. (Johannes Eisele/AFP via Getty Images)

Это постановление нанесло огромный удар по индустрии частного репетиторства стоимостью 120 миллиардов долларов. С 5 августа Duolingo, популярное приложение для изучения иностранных языков, больше не загружается в магазин приложений для Android, управляемых Huawei и китайским технологическим гигантом Tencent. По сообщениям китайских СМИ, Wall Street English, высококлассный центр обучения английскому языку, закрывает свои двери.

Фрэнк Тянь Се, преподаватель онлайн-программы MBA в Университете Южной Каролины-Айкен, сказал, что режим — в условиях "надвигающегося кризиса" — вероятно, почувствовал угрозу из-за свободы этих компаний в преподавании содержания вне его контроля.

"Они хотят перекрыть все возможные каналы, которые могут распространять свободу и правду", — сказал он в интервью The Epoch Times.

Некоторые крупные китайские города отдельно приняли более строгие меры.

В Пекине чиновники сферы образования подтвердили запрет на учебные материалы из-за рубежа в начальных и средних школах. Шанхай, который в начале августа приказал своим школам сделать то же самое, также отменил тесты по английскому языку для третьих-пятых классов. По словам диссидента и независимого учёного У Цзуолая, сокращая изучение английского языка среди учащихся, режим стремится в конечном итоге ослабить способность китайцев участвовать в жизни международного сообщества.

«Китайские власти пытаются заставить детей изучать минимальный объем знаний, в котором они нуждаются, и сократить их контакты с англоязычными материалами в свободное время, чтобы они могли посвятить остальное время изучению идеологии Си».

«Именно так работает идеологическая обработка», - сказал он The Epoch Times.

Г-жа Ли, менеджер среднего звена в шанхайской финансовой фирме, попросившая не называть её полного имени, сказала, что её беспокоит новая радикальная политика города.

"Я не утверждаю, что английский язык такой уж замечательный, но это инструмент — окно, позволяющее увидеть мир", — сказала она The Epoch Times. "Только посмотрев на то, как разные страны и разные люди видят один и тот же вопрос, вы можете сформировать свою собственную точку зрения".

Тем не менее, она сомневается, что китайские родители, которые, как правило, вкладывают значительные средства в образование своих детей, чтобы помочь им продвинуться в жизни, охотно согласятся и позволят своим детям "проиграть на старте".

"Родители не глупы", — сказала она.

Источник: The Epoch Times