Китайские христиане молятся во время службы в подпольной независимой протестантской церкви, 12 октября, Пекин. Фото: Kevin Frayer/Getty Images
Быть христианином в Китае становиться всё опаснее — религия приобретает популярность, но вера в стране, которой правит исповедующая атеизм компартия может принести большие неприятности.
Это продолжение статьи о преследовании христианства в Китае. Читайте также первую часть.
Церковь Трёх «само-»
В 50-е годы христианство и католицизм в Китае, как и [традиционные в Китае] буддизм и даосизм, были подвергнуты изменениям* — и это восходит к политике компартии «защита веры от иностранного влияния».
*Для буддизма и даосизма были созданы ассоциации, подчиняющиеся компартии; они стали продвигать изменённые формы этих традиционных религий, выбросив многие основополагающие вещи — прим.ред.
Эта фраза берёт начало от названия церкви Трёх «само-», основанной в 1950 году У Яоцзуном, членом постоянного комитета Политической консультативной конференции КНР.
Идея создания новой церкви основывалась на независимости от иностранного влияния и принципах «самоуправления, самоокупаемости и самораспространения».
У Яоцзун отвергал веру в чудеса, которые совершил Иисус. «Великая Эпоха» отмечала в «Девяти комментариях»: «Непризнание чудес Иисуса равняется непризнанию Царства небесного Иисуса. Как человек может считаться христианином, если даже не признаёт Небесного царства, в которое вознёсся Иисус?»
Когда У Яоцзун вошёл в Дом народных собраний, отмечается в «Девяти комментариях», «он, должно быть, совершенно позабыл слова Иисуса. „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь“ (Матфей, 22:37—38) „Итак, отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье“ (Матфей, 22:21)».
В сущности, это подобно тому, как китайский режим поступил с буддизмом и даосизмом. Он хотел создать новую религию, которая находится «под властью вождя Народного правительства». Так, католикам в Китае запрещено признавать Папу.
Другой источник власти
«По сути, атеистическая компартия так сильно обеспокоена ничуть не религией, — написало известное британское издание The Guardian в недавней статье о подавлении китайским режимом христиан, — а самим фактом того, что религиозные люди признают другой источник власти и, таким образом, уже потенциально являются угрозой государству».
«Конечно, это было проблемой и Ирода, а также причиной того, почему он отправил своих солдат мучить и убить ребёнка, который родился в городе царя Давида, — отмечает издание. — Действительно, когда христиане говорят, что Иисус есть Господь и Царь, они делают политическое заявление: Кесарь им не является. Это вопрос того, кому ты, в конечном счёте, предан. Неудивительно, что китайские власти обеспокоены».
Недавнее развитие событий с христианством в Китае имеет большое значение. Традиционные христианские группы, которые преследуются сейчас в Китае, являются частью так называемых Домашних христиан. Последние не следуют государственной разновидности религии.
Более жёсткое подавление китайским режимом разрешённых церквей, религиозных символов и религиозных праздников свидетельствует о том, что режим всё более ограничивает эту религию и её традиции.
Риск ещё больших гонений
Если пойти дальше, то может встать вопрос, сможет ли
китайский режим заставить китайских христиан практиковать его модифицированную разновидность христианства, или христиане Китая решат следовать неизменённой версии религии, рискуя подвергнуться ещё более сильному подавлению.
The Guardian спрашивает: «Если бы у христианства не было влиятельных друзей за рубежом, то китайское государство репрессировало бы его так, как оно репрессирует Фалуньгун?»
Ответ не так прост. На самом деле у Фалуньгун много сторонников за границей, но даже этого оказалось не достаточно, чтобы остановить компартию.
Палата представителей США 18 ноября 1999 года приняла свою первую резолюцию, осуждающую преследование Фалуньгун китайским режимом. Это произошло вскоре после того, как 20 июля 1999 года в Китае начались репрессии. Нижняя палата парламента с тех пор приняла
ещё три резолюции — в 2002, 2003 и 2010 годах.
Фалуньгун получил аналогичную поддержку от ООН, правительств целого ряда стран и влиятельных правозащитных организаций, таких как Международная амнистия и Human Rights Watch, которые осудили эти репрессии.
В 1999 году, когда началось
преследование Фалуньгун, существовало определённое препятствие, из-за которого международное сообщество не оказывало давление на Китай. В частности, коммунистическая партия в то время запустила мощную пропаганду, распространив ложную информацию об этом учении. В то время о нём ещё мало знали за пределами Китая.
Пекин укрепил свою кампанию пропаганды посредством давления на иностранные СМИ, чтобы те не освещали информацию о
Фалуньгун — гонения, которые затронули каждого 12-го китайца, и остаются сегодня одной из крупнейших проблем в жизни страны. Один из самых недавних примеров — в апреле режим вынудил популярное американское издание Reader’s Digest убрать статью (за публикацию вне Китая) из-за того, что там упоминалось преследование Фалуньгун.
Остаётся только наблюдать, что произойдёт дальше: попытается ли китайский режим убедить внешний мир, что независимое христианское движение каким-то образом представляет опасность для страны, а также сможет ли он ввести в заблуждение или заставить замолчать СМИ за рубежом.
Джошуа Филипп, Евгений Довбуш Великая Эпоха
Читайте также:
В Китае намеренно сносят христианские церкви