В следующем году в Китае будет проходить 20-й Съезд Коммунистической партии (КПК). К тому времени срок полномочий нынешнего генсека Си Цзиньпина закончится. Аналитики пытаются проанализировать, каким может быть его политическое будущее.
По мере приближения 20-го Съезда КПК вопрос о преемственности нынешнего генсека всё больше привлекает к себе внимание.
После того как Си Цзиньпин вступил в должность генсека, он отменил конституционные ограничения на срок полномочий главы государства.
В марте этого года Пэй Миньсинь, известный специалист по Китаю, профессор государственного управления, сказал, что срок полномочий высшего руководителя КПК не должен превышать две пятилетки, а его возраст не должен превышать 68 лет. Эти неписанные правила были приняты ещё при Дэн Сяопине. Но, по словам Пэя, это всего лишь «поверхностная система», при этом не существует никаких эффективных механизмов, способных предотвратить нарушение этих правил следующим генсеком.
21 мая радио «Голос Америки» сообщило, что в последнее время появилось минимум два исследования вопроса преемственности Си, которые заслуживают внимания.
Первое – это отчёт под названием «После Си: будущие сценарии смены руководства в эру после Си Цзиньпина». Отчёт написан Джудом Бланшеттом, исследователем из американского Центра стратегических и международных исследований, и Ричардом МакГрегором, исследователем из австралийского аналитического центра Институт Лоуи.
Второе – это новая книга бывшего британского дипломата и эксперта по Китаю Роджера Гарсайда под названием «Переворот в Китае: большой скачок к свободе» и его же статья в крупной канадской газете Globe and Mail под названием «Смена режима в Китае не только возможна, но и необходима».
В этих исследованиях выдвигаются четыре возможных сценария заката эпохи Си Цзиньпина.
Первый сценарий: На 20-м Съезде КПК в 2022 году, как обычно, в установленном порядке будет назначен новый генсек.
Второй сценарий: Си Цзиньпин останется на должности генсека на второй или даже на третий срок, то есть до 2027 или 2032 года.
Третий сценарий: Высшее руководство компартии бросит вызов Си или же совершит государственный переворот. В одном из исследований в частности говорится: «Заговор с целью свержения Си Цзиньпина и его администрации ― это вовсе не продукт буйной фантазии. Это то, о чём открыто говорили высшие чиновники Китая, включая и самого Си». В начале 2012 года Си Цзиньпин считал, что его противники планировали во второй половине того же года сместить его с должности генсека. В 2016 года на одном из внутренних собраний Си говорил о «политическом заговоре», направленном на «раскол и разрушение партии».
Четвёртый сценарий: Внезапная смерть или недееспособность Си Цзиньпина. Если это произойдёт, это вызовет ожесточённую внутреннюю борьбу в Политбюро ЦК КПК. По мнению авторов исследований, последствия потери дееспособности Си даже ещё более опасны, чем его смерть.
По мнению Джерома Алана Коэна, эксперта по китайскому праву, профессора Школы права Нью-Йоркского университета, самая большая опасность для власти Си Цзиньпина исходит не от его противников в партийной элите, а от его отчаянной и рискованной внешней политики. В частности, это касается его намерений в отношении Тайваня.
Коэн сказал: «Если Си Цзиньпин предпримет неразумные действия по отношению к Тайваню, это нанесёт серьёзный политический, экономический и военный ущерб Китаю. Это будет очень вредно для его будущего. Поэтому, в принципе, у него впереди очень ясный путь. Пока он жив и способен сохранять широту мышления, он сможет проработать [на посту генсека] ещё 20 лет. Но, с другой стороны, он не может полностью определять политическую повестку. Он должен быть очень осторожен во внешней политике, которая может принести нестабильность его администрации и нанести Китаю экономические, военные и дипломатические потери. Ему также следует быть осторожным и не позволить накапливаться недовольству в [партийной] элите, так как каждое подавление будет иметь контрпродуктивный эффект».
С начала 2021 года обстановка вокруг Тайваня стала резко накаляться. Пекин начал усиливать военное присутствие в этом регионе, а в апреле авианосная группа ВМС Китая провела рядом с Тайванем учения. На вопрос о том, являются ли эти действия подготовкой к присоединению острова, представитель Министерства национальной обороны КНР У Цянь заявил: «Мы абсолютно не оставим никакой возможности для любой формы сепаратистской деятельности на Тайване. Постоянно будем твёрдо продолжать вести полноценную подготовку для противодействия внешнему вмешательству и сепаратистской деятельности на Тайване».
В марте этого года адмирал Филип Дэвидсон, который в то время командовал вооружёнными силами США в Индо-Тихоокеанским регионе, перед уходом с должности предупредил на слушаниях в Конгрессе США, что Пекин может предпринять военные действия против Тайваня в течение ближайших шести лет.
Источник: The Epoch Times