ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

В мире ускоряется глобальное отделение от Китая

Великая Эпоха
Вид с воздуха на контейнеры, сложенные в глубоководном порту Яншань в Шанхае, 19 мая 2021 года. (Shen Chunchen/VCG via Getty Images)

История разрыва экономических связей международного сообщества с коммунистическим Китаем восходит к периоду холодной войны. В настоящее время этот процесс получил новый стимул и ускоренными темпами стал распространяется на самые важные экономики мира.

Ещё год назад это звучало бы абсурдно. Пекинская пропаганда называла это «менталитетом времён холодной войны». Однако сейчас крупные СМИ с энтузиазмом освещают эту тему.

В мае газета Financial Times процитировала Майкла Шубриджа из Австралийского института стратегической политики, который сказал: «Отделение [от КНР] реально происходит и даже ускоряется. Европейский Союз присоединился к США и тоже начал разрывать связи с Китаем. Стратегический вызов со стороны России и Китая стимулировал объединение Европы с Индо-Тихоокеанским регионом».

Шубридж прогнозирует, что процесс отделения от Китая расширится на энергетический сектор, и советует компаниям переместить свои цепочки поставок в другие страны.

Многие компании прислушиваются к его советам, а также к советам администрации Байдена, которая называет это «поддержкой друзей».

Идея о разрыве связей с КНР имеет длинную историю. В 2020 году она называлась «поддержкой союзников».

В 1993 году США и Канада назвали её «Национальной технологической и промышленной базой», сокращённо NTIB, что позволило обеим странам импортировать и экспортировать между собой продукцию военного назначения. Затем к ним присоединились Великобритания и Австралия.

Администрация Трампа выявила слабые места в NTIB и попыталась укрепить промышленную базу США, увеличив пошлины на китайские товары. Алекс Грей, бывший руководитель аппарата Совета национальной безопасности, сказал: «Администрация Трампа понимает влияние зависимости от зарубежных стран, таких как Китай и Россия, в отношении критически важных компонентов для национальной стратегии и оборонной промышленности».

«Многие из этих слабых мест промышленной базы были выявлены в соответствии с указом президента Трампа № 13806 (Оценка состояния военно-промышленной базы США). Вашингтон должен воспользоваться преимуществами, которые дают наши союзники и партнёры и незамедлительно отреагировать», — написал Грей в электронном письме.

29 июля британское издание Financial Times процитировало слова Тони Данкера, генерального директора Конфедерации британской промышленности, который сказал: «Каждая компания, с которой я беседовал в данный момент, переосмысливает свою цепочку поставок. Они ожидают, что наши политики неизбежно ускорят отделение мира от Китая».

Пример отделения в области микросхем

Под отделением от Китая подразумевается разрыв экономических связей, при этом необходимо заменить их другими устойчивыми связями и приблизить производственные площадки к целевым потребителям.

Процесс такого отделения можно наглядно увидеть на примере компьютерных микросхем (также известных как полупроводники).

За последние два года США приняли два соответствующих закона.

Первый ― «Закон о предотвращении принудительного труда уйгуров», который запретил использование экспортируемого из Синьцзяна поликремния, необходимого для производства чипов, микросхем и т.п.

Второй ― «Закон о чипах и науке 2022» (CHIPS and Science Act), который стимулирует субсидирование производства чипов в США.

Первый закон был принят в 2021 году и вступил в силу этим летом. Он запрещает импортировать товары из китайского региона Синьцзян, если они производятся с использованием принудительного труда, а также включает запрет на импорт товаров, произведённых в любой другой стране с использованием сырья из Синьцзяна.

Ранее в Синьцзяне находилось 40 % мирового производства поликремния, 20 % хлопка и 20 % карбида кальция (используемого в ацетиленовом газе).

Расширение действия законопроекта помогает добиться отделения от Китая не только в США, но и во всём мире. Ни одна компания ни в одной стране не захочет производить товары из сырья, запрещённого на крупнейшем мировом рынке.

Второй закон был принят 28 июля этого года. В соответствии с ним планируется инвестировать 52,7 миллиарда долларов в строительство на территории США заводов по производству компьютерных микросхем, а также в отечественные инновации в области полупроводников.

Завод, созданный GCL-Poly Holdings Co., Ltd. в Чанцзи, Синьцзян, Китай, 2 марта 2021 г. Заводы в Синьцзяне производят почти половину мировых поставок поликремния. (Colum Murphy/Bloomberg via Getty Images)

«Сторонники говорят, что это устранит проблемы с цепочками поставок, которые преследуют американцев, пытающихся покупать автомобили и бытовую технику, основанную на чипах, — пишет Wall Street Journal, — хотя могут пройти годы, прежде чем станут очевидны настоящие преимущества законопроекта».

Эти инвестиции в американские чипы являются частью более крупного законопроекта на 280 миллиардов долларов, который включает поддержку ряда технологий США, среди которых лазеры, ядерная физика и чистая энергия.

Глобальное отделение с использованием заёмных средств

Соединённые Штаты также поощряют отделение от Китая с помощью Индо-Тихоокеанской экономической платформы для процветания (IPEF). В отличие от Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), IPEF является торговым форумом, а не официальным соглашением о свободной торговле.

По словам Роберта Д. Аткинсона, IPEF — это «смена парадигмы». Об этом он написал в журнале Foreign Policy в начале июля. IPEF стремится использовать предоставление другим странам доступа к экономике США в качестве рычага воздействия на Китай.

Четырнадцать государств-членов IPEF являются одними из крупнейших экономик Азии. Среди них Австралия, Индия, Япония и Южная Корея. В эту экономическую инициативу также входят азиатские страны, которые США хотят оторвать от Китая, такие как Бруней, Фиджи, Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам.

В отличие от ТТП, Соединённые Штаты не предоставляют лёгкого доступа к своей экономике. IPEF — это переговорный форум, который среди прочего будет использоваться для поощрения третьих стран к экономической изоляции и ослаблению Пекина до тех пор, пока Коммунистическая партия Китая (КПК) не улучшит свою политику в области соблюдения прав человека и не прекратит угрожать территории и морским исключительным экономическим зонам своих соседей.

Та же стратегия Вашингтона по использованию доступа к американским рынкам может быть использована также и против Москвы и других особо агрессивных диктатур. Примерами могут служить угрозы введения вторичных санкций в отношении стран, нарушающих санкции в отношении России, Ирана и Северной Кореи.

Среди диктатур труднее всего отделиться от Китая. Это связано с его огромной экономикой (примерно в 10 раз больше, чем у России) и глубокой интеграцией в глобальные цепочки поставок.

Однако, международные шаги по отделению от Китая, к счастью, ускоряются и будут увеличивать спрос на американские и смежные рабочие места, инновации и развитие технологий.

Экономика США и их союзников будет расти, как и государственные доходы, необходимые для финансирования военной обороны от Пекина. Экономическое отделение ослабит и сдержит Пекин от агрессии против таких стран, как Япония, Тайвань и Филиппины, а также замедлит попытки КПК глобализировать своё диктаторское правление.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Андерс Корр, магистр политических наук Йельского университета, доктор наук в области государственного управления Гарвардского университета. Является руководителем Corr Analytics Inc., а также издателем журнала «Политический риск» (Journal of Political Risk).

По материалам The Epoch Times