В рамках проекта Desert X в регионе Аль-Ула были размещены различные арт-объекты, призванные напомнить о богатой истории этой живописной местности. Среди необычных инсталляций — батуты-лужи, качели и поэзия в скульптуре.
Целью выставки является диалог между художниками из Саудовской Аравии и других стран, а также ориентация на неповторимый ландшафт и историческое значение Аль-Улы.
В этом регионе находится множество памятников истории и культуры, и многие из них до недавнего времени были закрыты для туристов. В Аль-Уле расположен древний полуразрушенный пустынный город, дома в котором возведены из глины и камня. Также здесь сохранился комплекс вырезанных в скалах величественных гробниц и система гидротехнических сооружений.
Предыдущий художественный проект Desert X был представлен в Калифорнии. Его участники создают работы в направлении лэнд-арта и предметно-ориентированного искусства, то есть разрабатывают скульптуры или композиции специально для установки в какой-то определённой местности.
В Саудовской Аравии подобная выставка проводится впервые. Она будет экспонироваться с января по март 2020 года.
Для многих участие в выставке являлось спорным моментом, а также вызывало осуждение в связи с печальными событиями — убийством в Стамбуле журналиста из Саудовской Аравии Джамаля Хашогги. «Нам хватило смелости сказать "Да"», — объясняют художники своё участие в проекте.
Инсталляции на Desert X соединяют в себе историю и современное видение, воспоминания и взгляд в будущее, поэзию и реальность. Вот несколько из них:
Батуты
Художница Манал аль-Доваян (Manal Al Dowayan) представила для выставки композицию Now You See Me, Now You Don't («Вот ты видишь меня, а вот уже нет»). Она символизирует проблему нехватки воды в пустынных регионах и основана на истории города Аль-Улы. Когда-то на месте его основания било множество источников — это был оазис в пустыне. Но постепенно условия изменились, и теперь даже появившиеся после дождей лужи стремительно высыхают.
Инсталляция состоит из различных по размеру батутов, встроенных в песчаную почву. В ночное время они становятся похожими на светящиеся маленькие озёра благодаря яркой подсветке.
Синяя скульптура
Проект художницы Литы Альбукерке (Lita Albuquerque) состоит из скульптуры сидящей в «позе лотоса» женской фигуры и песчаных холмов, окрашенных в такой же синий цвет. Работа основана на вымышленной истории о будущем космонавте, женщине по имени Элизерия, которая призвана распространять знания о звёздах, астрономии и навигации.
Инсталляция носит поэтичное название NAJMA (She Placed One Thousand Suns Over the Transparent Overlaysof Space) — Наджма (Она поместила тысячу солнц над прозрачными слоями пространства).
Река из контейнеров
Glimpses of the Past («Проблески прошлого») — скульптурная композиция художницы Захры аль-Гамди (Zahrah Al Ghamdi). Она является символом пролегающих здесь в старину торговых путей и сельскохозяйственного богатства региона. «Река» была составлена из множества жестяных контейнеров, наполненных песком разных оттенков.
«Вселенная могла сжаться, но культурные стены остаются», — говорит художница.
Туннель
Лаконичная скульптура от художника Насера аль-Салема (Nasser Al Salem) представляет собой «проход, соединяющий прошлое и настоящее». Окружность образована каллиграфическим написанием фразы Amma Qabl, что примерно переводится как «что предшествует».
Браслет
Художница Шерин Гиргис (Sherin Guirguis) поместила в ущелье между скал объект под названием Kholkhal Aliaa, созданный в форме кольца, которое будто парит на большой высоте. Оно повторяет форму ножного браслета бедуинов, которое Шерин когда-то подарила её мать.
Убежище
Строение A Concise Passage («Узкий проход») от художника Рашеда аль-Шашая (Rashed AlShashai) напоминает о том, как в старые времена путешественники находили убежище среди скалистых образований Аль-Улы. Оно составлено из пластиковых поддонов и сочетает в себе два разных символа: древности (так как образует пирамиду) и современности (сделано из предметов, которые сегодня используются для перевозки грузов).
Камнепад
Композиция Falling Stones Garden («Сад падающих камней») состоит из более чем 300 фигур. Хотя цвета объектов довольно яркие, на самом деле они повторяют разнообразные оттенки, которые можно найти в камнях и окружающем пейзаже, если внимательно к ним присмотреться.
На создание этой работы художника Мохаммеда Ахмеда Ибрагима (Mohammed Ahmed Ibrahim) вдохновили обломки, лежащие у подножия скал из песчаника.
Караван
Художник Надим Карам (Nadim Karam) создал серию скульптур, которую назвал On Parade («На параде»). Плоские фигуры изображают разнообразие местной флоры и фауны и выстроились так, что издали или с большой высоты их можно принять за странствующий караван.
Трубопровод
Объект Steel Rings («Стальные кольца») от художника Райанэ Табета (Rayyane Tabet) посвящён истории Трансаравийского нефтепровода, который устарел и ныне не используется, но сыграл большую роль в развитии мировой нефтяной торговли.
Сигарообразный объект
Художница Гизела Колон (Gisela Colon) представила на выставке скульптуру The Future is Now («Будущее — это сейчас») из серии Parabolic Monolith («Параболический монолит»).
Объект символизирует энергию Земли и космоса, которая пронизывает всё видимое и невидимое. Хотя его форма футуристична, она напоминает также древние культурные артефакты.
Буквы
Работа художника эль-Сида (eL Seed) под названием Mirage («Мираж») представляет собой скульптуру в пастельных тонах, собранную из лежащих букв. Фраза для данной композиции взята из стихотворения, в котором арабский поэт обращается к своей возлюбленной.
Качели
Интерактивная композиция One Two Three Swing! («Один, два, три, качай!») от группы художников Superflex состоит из нескольких качелей и опор. Создатели рассматривают её как аллегорию на колебания курса в современной экономике и предлагают использовать энергию раскачиваний для игры и «полёта». Качели трёхместные, и это намекает на тот факт, что для того, чтобы двигаться, нужна согласованность усилий.
Читайте далее:
Танцевальный коллектив мастерски воссоздает культуру Древнего Китая
Летающая тарелка на дереве и другие неожиданные проекты шведского архитектора
Заброшенные дворцы-близнецы в городе «под копирку»: современная Турция
Песчаные дюны «общаются» между собой, выяснили учёные