ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

«Корабли пустыни»: верблюжий фестиваль в Индии (ФОТО)

Великая Эпоха
Верблюд на фестивале верблюдов Биканер в Раджастане, Индия. (Zzvet / Shutterstock)

Напряжение нарастает по мере приближения вечера. Вот-вот начнётся главное событие — гонки. Гонщики готовят своих животных к решительному рывку вперёд. Я с нетерпением жду этого зрелища. В фуражке репортёра и с блокнотом в руке подхожу к одному из гонщиков. Собираюсь расспросить его, о чём он мечтает, на что надеется, о его шансах на победу.

Не успел я задать гонщику вопрос, как почувствовал — кто-то сжал мне руку. От неожиданности пытаюсь стряхнуть его, спотыкаюсь и падаю плашмя на спину. Надо мной нависает группа озабоченных лиц, они смущены и извиняются. Я в порядке, задета только моя гордыня, не более. Проверяю руку — не прокусил ли её своими тупыми зубами здоровенный зверь, и пытаюсь погладить его шею. Но верблюд не готов мириться, фыркает и приподнимает голову.

Гонщик из Раджастана со своим верблюдом на фестивале, Индия. (Нила Ньюсом/ Shutterstock)

Верблюды — корабли индийской пустыни

Верблюды — любопытные существа. На Западе их считают мультяшными. Верблюды абсолютно необходимы во многих частях мира. Их часто называют кораблями пустыни из-за выносливости, способности преодолевать большие расстояния без еды и воды. Благодаря сильному туловищу это животное может тащить на себе тяжести. В Индии верблюдов почитают особо.

Я два дня нахожусь в далёком Раджастане в районе Биканер, чтобы узнать больше об этих животных.

Когда вы упоминаете о верблюдах в Индии, люди сразу связывают их с местом Пушкар, они помнят название Пушкар, а не Биканер. Пушкар — это самая известная ярмарка верблюдов в мире, собирающая около 200 тыс. человек на каждый пятидневный фестиваль. На ярмарке Пушкар, как и на других сельскохозяйственных ярмарках, продают домашний скот. Но эта ярмарка особенна своими необычными мероприятиями. Например, конкурс на самые длинные усы у верблюда. На ярмарке действуют аттракционы, колесо обозрения, можно устроить пикник возле озера.

Одет, чтобы произвести впечатление: верблюд на фестивале верблюдов в Биканере в январе 2019 г. (AbhishekMittal / Shutterstock)

Биканер

Я не смог посетить Пушкар — не позволило время, но я увидел много интересного в Биканере. Это город с населением около 750 тысяч недалеко от пакистанской границы.

Когда едешь по Индии, из окна автомобиля видишь несколько многовековую историю. Лошади и багги проезжают мимо блестящих ИТ-центров, а заклинатели змей останавливаются, чтобы отправить сообщение со своих смартфонов. На главном 4-полосном шоссе мы видим несколько одногорбых дромадеров, тянущих фургоны, заваленные сеном.

Приехав в город, я останавливаюсь на ночь в частично отреставрированном бывшем дворце местного махараджи. Телевизор с плоским экраном и удобная кровать размещены в огромной комнате, которая подходит больше музею, чем гостинице.

У верблюдов долгая история в Биканере. Когда-то город сформировал верблюжий корпус, который участвовал в нескольких военных конфликтах, включая обе мировые войны. Охранники на верблюдах по-прежнему патрулируют границу между Индией и Пакистаном.

 фестиваль в Индии
фестиваль в Индии

Фестиваль

На следующее утро я направляюсь к песчаной полосе дюн, где тысячи людей собираются на фестиваль. Здесь дым поднимается от костров, разнося по ветру аромат карри, шафрана и других специй. Раздаётся рёв мотоциклов, молодые люди взбираются по одной стороне холмов и съезжают по другой. Семьи усаживаются на покрывалах, делясь сладкими угощениями. И повсюду я вижу верблюдов, этих неуклюжих существ, одетых в пёстрые костюмы, расписанные всеми цветами радуги.

Около 80% всех верблюдов Индии, приспособленных к засушливым условиям, можно найти в пустынях Раджастана. Первоначально дромадер (одногорбый верблюд) стал одомашненным на Аравийском полуострове. Это произошло 5000 лет назад. Вместе с двугорбыми бактрийскими верблюдами дромадеры курсировали по торговым путям.

Одно генетическое исследование, в ходе которого были взяты образцы более 1000 дромадеров в 21 стране, показало, что их ДНК очень похожи.

Мне не приносит удовольствие поездка верхом на верблюде. Но ради фотографии на спине верблюда приходится потерпеть неудобства. Я пытаюсь представить, каково это — пересечь земной шар на верблюде?

Остаток дня я бегаю с мероприятия на мероприятие, наблюдая за соревнованиями по борьбе, доением верблюдов, бегом по кругу и соревнованиями по разбиванию горшков. Во время перерывов просматриваю стенды с изделиями ручной работы и болтаю с людьми, которые потратили много часов, чтобы приехать на этот фестиваль. Он, возможно, является самым ярким событием года для семей, выращивающих верблюдов.

Конкурс красоты

А потом — конкурс красоты. Верблюду, чтобы стать по настоящему красивым животным и соответствовать стандарту, нужен особый уход. За ними тщательно ухаживают, их шерсть тщательно выбрита. Очевидно, гримёры потратили много часов на то, чтобы так красиво разрисовать этих существ. Это странное и чудесное зрелище: их шеи и спины превращены в шахматные доски или в цветы, сердца, характерные арки, даже очертания других животных. Некоторые напоминают древнюю наскальную живопись.

Победитель коронован, за этим следует танец. До этого дня я едва ли мог поверить, что животные могут так двигаться. Они хорошо обучены. Я слышал, что один опытный хореограф верблюдов с Ближнего Востока очень хорошо зарабатывает.

Обучение верблюдов длится несколько месяцев. С гордо поднятыми головами, одетые в яркие костюмы, верблюды двигаются, кружатся, раскачиваются, взмывают к небу под непрекращающийся барабанный бой.

И наконец, главное событие — гонки. На Аравийском полуострове известные семьи веками гоняли на верблюдах, и там это большой бизнес: роботы заменяют наездников, призы достигают миллионов долларов, трансляция идёт по всей стране. Здесь дело обстоит не так. Выигравший гонку получит 75 долларов. Но разношёрстные жокеи на Биканерском верблюжьем фестивале всё же делают этих дромадеров похожими на чистокровных скакунов, копытами вздымающих песок, когда они с рёвом проносятся по трассе длиной менее мили.

Мой верблюд не выиграл гонку. Но это нормально. С заходом солнца я иду к ревущему костру. Помня о тупых зубах, избегаю верблюжьих голов по пути. Небо пустыни только начинает мерцать миллионами звёзд».

Тим Джонсон из Торонто, писатель, известный путешественник, который побывал в 140 странах и на всех семи континентах.

Источник: The Epoch Tmes