30 января в Christie’s в Нью-Йорке состоится необычайный аукцион: «Оружие и доспехи из Музея классического искусства Мужена, часть I». Эта распродажа из 36 лотов, которая будет представлена 26–29 января, происходит от крупнейшей частной коллекции древнегреческого и римского оружия и доспехов. Известный Музей классического искусства Мужена (MACM) выставлял эти произведения наряду с антиквариатом, который был сопоставлен с современным искусством, вдохновленным классическим миром, — все они принадлежали британскому бывшему торговцу товарами и коллекционеру произведений искусства Кристиану Леветту.
В 2011 году Леветт открыл MACM на юге Франции, разместив коллекцию в бывшей мельнице, которую он восстановил. Увлекаясь военной историей с детства, Леветт собрал невероятную коллекцию броней, нагрудников, шлемов и мечей из древнего средиземноморского мира и выставил их на всем верхнем этаже MACM. Многие из этих предметов достались ему от немецкого промышленника Акселя Гуттмана, которого считают крупнейшим коллекционером 20-го века в этой категории. Леветт закрыл MACM в 2023 году после того, как его интересы к коллекционированию изменились.
Основными моментами распродажи 30 января является широкий выбор шлемов. Четыре выдающихся: греческий бронзовый коринфский шлем из бронзы, римский латунный шлем типа Вейзенау, римский кавалерийский шлем из железа и луженой бронзы и мышиный шлем Гутмана. Эти лоты раскрывают истории об их предыдущих владельцах, военную мощь древних цивилизаций, а также великолепное мастерство и технический опыт их создателей.
Первоначально коринфские шлемы закрывали лицо воина, чтобы обеспечить максимальную защиту. Однако эта защита ограничивала зрение, слух и дыхание владельца. Со временем конструкция коринфского шлема эволюционировала и стала содержать большие отверстия для глаз и меньший, округлый носовой щиток. Руководитель отдела античного искусства и древностей Christie’s Ханна Фокс Соломон говорит: «С эстетической точки зрения, это прекрасная форма, которая имеет важное историческое значение для нашего времени.
Греческий бронзовый коринфский шлем периода поздней архаики и ранней античности, примерно 525-475 гг. до н. э., оценивается в 300 000-500 000 долларов США. Это исключительный образец типа Гермионы; категория названа в честь древнегреческого города на пелопоннесском полуострове Арголида. Считается идеальным вариантом коринфского шлема, а в изобразительном искусстве его часто изображали на античных скульптурах, монетах и вазах.
Частью эстетической привлекательности этого предмета является его покрытие патиной. Качество древней бронзы зависит от минеральности почвы и климата, в котором она находилась до раскопок. Соломон рассказывает, что «разные патины удовлетворяют разные вкусы: кому-то очень нравится эта текстурированная поверхность, тогда как другие предпочитают более гладкое матовое покрытие. Цвета варьируются от малахитового до азуритного, бордового и оттенков коричневого».
Еще один лот из продажи Christies’s — римский шлем из листовой латуни типа Вейзенау, периода от Флавиев до Траяна, также представленный в изобразительном искусстве. Примеры можно увидеть на знаменитой триумфальной колонне Траяна в Риме. Тип Вейзенау был популярным в течение первых двух веков нашей эры, а его название происходит от места нахождения конкретного образца. Шлем Christie’s, датируемый примерно 69-117 годами нашей эры, ранее был частью коллекции Гуттмана и оценивается в 250 000-350 000 долларов.
Этот шлем можно классифицировать как редкий образец «имперского галльского» типа I благодаря выбитому рельефу на обратной стороне, на бровях и прорезям для крепления, которые, возможно, содержали плюмажи. Широкий затылочный щиток шлема имеет дополнительный крылатый орнамент, а также шарнирную ручку и латинские надписи. Выбитые надписи чествуют имена различных владельцев, которые были легионерами, а также их командиров, известных как центурионы. Это обогащает значение и без того выдающегося шлема, превращая его в исторический артефакт.
Один из самых величественных лотов на продаже — римский кавалерийский шлем из железа и луженой бронзы. Из периода Антонинов, примерно 125-175 гг. н. э., с оценочной стоимостью $300,000-500,000, он, возможно, является одним из самых полных примеров своей классификации. Богатая отделка может натолкнуть на мысль, что его носили исключительно для показа на военном параде. Однако исследователи считают, что этот шлем, который также ранее был в коллекции Гутманна, мог использоваться в бою.
Основным материалом шлема является железо. Металлическая основа ламинирована рельефной луженой бронзой. Особенностью шлема являются щитки на щеках. Отделка центральной части напоминает конский щит, а углы украшены ракушками морских гребешков. Больше всего привлекает внимание верхняя часть с натуралистично сформированными человеческими ушами; причина этой поразительной особенности неизвестна. Верхушку шлема окружают лавровые полосы, пересекающие его по периметру.
Изюминкой продажи, одним из лучше всего сохранившихся образцов шлема классического периода, является шлем-мышь Гуттмана. Его прозвище происходит от имени предыдущего владельца, Акселя Гутмана, и необычного украшения в виде двух мышей на задней части шлема. Как и предыдущий шлем, он датируется периодом Антонинов, примерно 125-175 гг. н. э., но его стоимость оценивается в 1 000 000-1 500 000 долларов. Составленный из железа, латуни и меди, он принадлежит к типу Вайзенау/Нидермермтер. Эта группа происходит от более раннего кельтского/етрусского типа шлема, который можно проследить до четвертого века до н. э.
Этот шлем находился на хранении в Метрополитен-музее в 2018–2022 годах. Его купол изготовлен из железа — более прочного и долговечного материала, который со временем вытеснил использование бронзы для шлемов, поскольку обеспечивал лучшую защиту. На тыльной стороне размещена «tabula ansata» — декоративная прямоугольная табличка с надписью, которая имеет ручку с концами в форме желудей. Табличка содержит имя владельца шлема: Юлий Мансуэт, который, вероятно, был офицером.
Christie’s описывает самую привлекательную особенность шлема: «В двух треугольных зонах на задней части купола находится маленькая мышь и сегментированный круглый мотив, возможно, буханка хлеба, с прочерченными и вырезанными деталями». Хотя одна из интерпретаций круглых объектов рядом с мышами может заключаться в том, что это орехи, ученые считают, что они больше похожи на римский вид хлеба, известный как «panis quadratus», который можно увидеть на изображениях, раскопанных в таких местах, как Помпеи. Изображения мышей часто встречаются в римском искусстве. Однако точный символизм этих мотивов на шлемах остается загадочным. Потенциально, они могут означать благоговейное значение, но могут также обозначать негативную черту.
В древнем мире шлемы часто были средством передачи статуса. Они фигурируют в визуальном искусстве и литературе того периода. Журналистка Суприя Наир указывает на ключевую роль доспехов, в частности шлемов, в истории «Илиады» и на то, что в течение последних нескольких десятилетий самым распространенным изображением на обложке книги является пустой бронзовый шлем. Шлемы в «Оружие и доспехи из Музея классического искусства Мужена, часть I» по своему мастерству возвышаются до уровня скульптуры. Как отмечает Леветт, «эта коллекция придает словам „искусство ведения войны“ совершенно новое значение».