22 сентября 2015 года аукционист из Нью-Джерси открыл торги за картину, которая, как полагают, датируется 19 веком. Ожидаемая цена картины составляла от 500 до 800 долларов, но после завершения торгов она выросла до 870 000 долларов. Два покупателя-соперника признали, что это «Пациент без сознания (Аллегория обоняния)» Рембрандта — картина из пяти частей серии, которая является самой ранней известной работой голландского художника.
Картина «Чувство», написанная примерно в 1624–1625 годах, датируется временем, когда Рембрандт (1606-1669) открыл студию в партнерстве с Яном Ливенсом (1607-1674). Это было начальное дело: Рембрандт и Ливенс тогда были еще подростками, и оба недавно закончили свое обучение. Сама студия занимала часть дома родителей Рембрандта в Лейдене. Работа в этом небольшом голландском городе позволила художникам избежать высоких гильдейских взносов, которые им пришлось бы платить в Амстердаме.
В это время характерным колоритом Рембрандта были темные, бледные и глубокие цвета с приглушенными оттенками. К 1630 году светотень — сильные контрасты между светлым и темным — стала ключевым компонентом большинства его работ.
«Чувства» является примером ранней художественной карьеры Рембрандта. Четыре сохранившиеся картины относительно мало говорят о его зрелом, характерном стиле — это объясняет, почему аукционисты не подозревали, что «Пациент без сознания» принадлежит его кисти.
В полный набор входят: «Продавец очков» (зрение), «Три музыканта» (слух), «Пациент без сознания» (запах), «Удаление камня глупости» (осязание), а также аллегория вкуса. Местонахождение картины на тему вкуса пока неизвестно.
Благодаря приглушенным оттенкам розового, лавандового, оранжевого и бледно-голубого, «Чувства» более красочны, чем его более поздние работы. Окончательный переход Рембрандта к характерной мрачной палитре не был ни предсказуемым, ни неожиданным. Для художника его поколения всепроникающее влияние итальянского художника Караваджо (1571-1610), которым Рембрандт очень увлекался, скорее всего, направляло его стилистическое развитие.
Несмотря на исключения в творчестве Рембрандта и Караваджо, между ними существуют три ключевых контраста: тенебризм, светотень и цвет.
Термины светотень и тенебризм часто используются взаимозаменяемо, однако важно отметить разницу между этими двумя техниками. Светотень создает трехмерное пространство, используя экстремальные контрасты света и темноты. Художники изображали глубину с помощью градаций света и тени еще со времен Ренессанса, но именно мастер барокко Караваджо поднял эту технику на новую высоту, создав тенебризм, что в переводе означает «темный и мрачный».
Подобно светотени, тенебризм использует разительный контраст между светом и тенью, но темнота становится доминирующей характеристикой картины. Тенебризм используется исключительно для создания драматического освещения с помощью эффекта прожектора. Художник может сфокусировать свет на объекте или группе людей, оставляя другие участки черными, чтобы создать контраст и драматизм. Светотень использует более тонкую градацию света и тени для создания более естественного, мягкого эффекта.
Тенебризм Караваджо вдохновлял Рембрандта и других голландских художников, которые работали в «свечной традиции» — когда весь композиционный свет исходит от одной свечи.
В «Чувствах» Рембрандт уже продемонстрировал талант контрастировать свет и тьму — здесь в очень умеренной светотени — что заложило основу для его дальнейшего развития. Каждая из его четырех известных картин имеет нейтральный цветной, теневой фон, контрастирующий с более темными или более яркими основными фигурами. По сравнению с его зрелым стилем, влияние Караваджо на его переход к сильной светотени очевидно. Но определенная степень ранней тонкости Рембрандта осталась с ним. Он так и не смог привычно принять более резко контрастный тенебризм Караваджо.
Рембрандт во многом обязан Караваджо своим обращением к темным цветам и более глубоким оттенкам. Используя другие оттенки основных цветов, Рембрандт, как правило, продолжал использовать мягкие оттенки своих ранних работ, а не смелые оттенки, которым отдавал предпочтение Караваджо.
Нельзя увидеть никаких сопоставимых элементов подражания между предметом изображения Рембрандта и его трактовкой в «Чувствах» и во всех других его картинах, кроме нескольких ранних. Каждая из них имеет очевидную легкость и юмор, которые время от времени появляются в его работах. Знакомство с повседневной жизнью в мире Рембрандта показывает, что «Чувства» выходят за рамки этого. Они являются формой сатирической аллегории, к которой он редко возвращался.
Детали его сатиры четко прослеживаются на двух из четырех известных картин. «Продавец очков» и «Удаление камня глупости» основаны на голландских идиомах 16-го века. «Продавать кому-то очки без линз» означает возможность обмануть тех, чье зрение слишком слабое, чтобы понять, что им продают не тот товар, который им нужен. «Вырезать камень» касается парикмахеров, которые утверждали, что могут вылечить головную боль, но удалить камень из головы человека — еще одно мошенничество. Вполне вероятно, что его аллегории об обонянии, слухе и вкусе намекают на подобные идиомы, значение которых сейчас утрачено для нас.
Именно в отличиях Рембрандта от Караваджо мы видим элементы подражания между ранними работами голландского художника и его зрелым стилем. Его тонкие тона и переходы демонстрируют его постоянное предпочтение элегантной недосказанности над яркостью. В то время как достоинство и серьезность были распространены, легкомыслие встречалось редко.