ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Смерть сына разоблачила преступления режима

Великая Эпоха

Тяньаньмэнь, 4 июня
Тяньаньмэнь, 4 июня

Основатель китайской организации «Матери Тяньаньмэнь» Дин Цзылинь, общалась с журналистами 7 апреля 2009 года у себя дома. Дин рассказала о смерти своего сына-подростка, которого застрелили на площади Тяньаньмэнь. Фото: Peter Parks/AFP/Getty Images

24 года назад на площади Тяньаньмэнь каждый протестующий, которого убили, был чьим-то сыном или дочерью, мужем или женой, братом или сестрой. Политическая трагедия 4 июня 1989 года состоит из тысяч личных трагедий. В интервью Голосу Америки в 2009 году Дин Цзылинь, основатель организации «Матери Тяньаньмэнь», пыталась объяснить, что для неё значило потерять своего сына, Цзян Цзеляня.

Дин работала профессором философии в Народном университете Китая (People’s University of China). Она сказала, что даже несмотря на то, что более чем 20 лет прошло после инцидента 4 июня, скорбь и боль не ослабла. Наоборот, с каждым годом её горе усиливается. Она живёт с мрачной перспективой унести эти отрицательные чувства с собой в могилу.

Профессор Дин сказала, что люди, которые пребывают в таком же положении, поддерживают, ободряют и утешают друг друга. Это придаёт ей сил и помогает продолжать это дело.

В Департаменте государственной безопасности Китая Дин сказали, что её используют, когда она даёт интервью западным СМИ. Дин думает, что её вовсе не «используют». Наоборот, она считает, что средства массовой информации дают ей возможность высказаться.

Дин сказала, что трагедия 4 июня является трагедией системы, вызванной авторитаризмом. И эта система позволила Дэн Сяопину отдать приказ 300 тысячам солдат убивать безоружных студентов.

Если бы не было такой системы, то это невозможно было бы организовать, считает она. Дин сказала, что не представляется возможным урегулировать проблему 4 июня при существующем тоталитарном правлении.

Дин сильно плачет, когда речь заходит о её погибшем сыне.

«Это смерть моего сына помогла мне выйти вперёд и преодолеть заблуждения, которые культура компартии взрастила во мне, [смерть сына] позволила мне вернуть уверенность и чувство собственного достоинства, свойственные человеку», — сказал Дин.

«Всякий раз, когда я думаю об этом, что всё это я получила взамен на жизнь и кровь моего сына, я чувствую боль и сожаление, — сказала она. — Единственное, что мне остаётся — так это сделать всё возможное [чтобы добиться справедливости] и идти до конца, несмотря на трудности».

Дин много путешествовала на протяжении многих лет, чтобы добиться справедливости для своего сына. Один раз её даже арестовали. В то время она перенесла много оскорблений со стороны сотрудников государственной безопасности.

Она говорит, что единственное, что её беспокоит, — так это стараться делать всё возможное, пока она ещё жива, чтобы разрешить инцидент 4 июня. Организация «Матери Тяньаньмэнь» приняла решение обязать китайский режим выполнить три условия: раскрыть правду перед общественностью, выдать компенсацию за ущерб и призвать к ответу виновных.

Читайте также:

«4 июня» 20 лет назад — фото тех дней