Компартия Китая в центре реальных проблем с недвижимостью
Великая Эпоха
Цены на недвижимость в Китае продолжают расти, хотя для большинства китайцев они давно недоступны. Недавний отчет намекает на масштабы проблемы, включая тот факт, что 85% городских жителей, нуждающихся в новом жилье, не могут себе этого позволить.
По мнению видного экономиста Хэ Цинлянь, все это зависит от ленинско-номенклатурной экономики Китая. Компартия Китая (КПК) часто занимает центральное положение во всех главных стратегических отраслях. Недвижимость не является исключением.
Компартия получает выгоду от такой благоприятной экономической политики только для себя, в то время как большая часть граждан осталась за бортом, потому и сложилась такая ситуация.
«Голубая Книга» Китайской академии социальных наук (CASS, годовой отчет о социальных условиях в Китае) показывает, что цены на жилье возросли на 15% в этом году.
Сообщают, что между 29 ноября и 5 декабря с.г. средние цены на жилье достигли рекордно высокого уровня, около 23489 юаней за квадратный метр.
Китайская академия индексации, крупный научно-исследовательский институт собственности, сообщила, что в ноябре этого года средняя цена на жилье в 100 городах составляла 8487 юаней за квадратный метр, и возросла по сравнению с октябрем на 0,82%. В Пекине и Шанхае цена в среднем была 212 US$ за квадратный фут и возросла на 0,41% к ценам октября, и увеличилась на 34,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Продолжающийся рост цен озадачивает, учитывая меры по контролю за ценами на жилье, осуществляемые режимом. Находясь под беспрецедентно строгим правительственным управлением, почему цены на жилье в Китае по-прежнему растут, как безумные?
Например, недавний опрос не самых высокопоставленных чиновников в Шеньяне показал, что некоторые из них владеют 5 или 6 домами, большинство - между 10 и 20, а некоторые имели ни много, ни мало - до 40 с лишним домов. «Главные покупатели недвижимости в Китае - эта определенная группа людей», - сказала Хэ Цинлянь.
По словам Хэ Цинлянь, коммунистический режим КНР является движущей силой, стоящей за постоянным повышением цен, по нескольким причинам. Во-первых, это единственный монополист земли; во-вторых, доходы центрального аппарата партии, особенно местных органов власти, зависят от продажи земли и жилья.
Разрушение этой монополии потребует свободного и конкурентноспособного рынка, а для партии - отказа от контроля над недвижимостью. Хэ Цинлянь не думает, что это произойдет в ближайшее время.
«Компартия руководит политикой недвижимости в Китае, и большинство сделок проводят люди, имеющие некоторую связь с режимом, - говорит Хэ Цинлянь. - Деньги, вложенные в недвижимость, включая кредиты для развития и прочие, прежде всего, поступают от принадлежащих государству банков, и государство будет решать, насколько легко будет получить кредит».
Некоторые сомнительные объяснения по поводу повышения цен, предложенные китайскими экспертами по недвижимости, включали перекладывание вины на иностранные инвестиции. «Это всегда либо «американские трюки», либо Джордж Сорос манипулирует капиталом за рубежом, либо иностранные антикитайские силы делают и то, и другое, - пояснила Хэ Цинлянь. - Китайский режим всегда ищет козла отпущения».
«Прошло десять лет с тех пор как многие инструменты, контролирующие рынок недвижимости в Китае, имели реальную значимость, - сказала Хэ Цинлянь, - включая соотношение цена-качество, скорость и время, необходимое для покупки дома».
«Взлет и падение цен на недвижимость в Китае находится в руках правительства, - добавила она, - так как оно распоряжается землей, предоставляет фонды для управления рынком и капитал для освоения земель. Партийные функционеры покупают дома за половину их рыночной стоимости, и компании по торговле недвижимостью переносят тяжесть их расходов на обычных потребителей».
Хэ Цинлянь не испытывает оптимизма по поводу недавно предложенного налога на недвижимость. Предложение состояло в том, что налогом не будут облагаться первые два дома, приобретенные человеком, но за последующие дома налог должен быть уплачен. «Неужели правительство собирается воткнуть нож в свою собственную шею? - задается вопросом Хэ Цинлянь. - Я не верю, что оно пойдет на это, проводя политику, которая обрубит собственные руки и ноги».
С другой стороны, она считает, что, если компартия уйдет с рынка недвижимости, рыночные механизмы сами восстановят нужный баланс. «Пока китайский коммунистический режим у власти, правительство будет источником проблем», - сказала она.