16 государственных банков Китая опубликовали свои доходы, которые в сумме составили 1,66 триллионов юаней ($262 млрд). Они получают сверхприбыли посредством вложений в рынок кредитования частных лиц, говорят аналитики.
Фото: MARK RALSTON/AFP/Getty Images
Общие доходы китайских госбанков превысили суммарный показатель ВВП шести западных провинний Китая, чистый доход которых составил около 700 млрд юаней ($110,4 млрд) и соответственно 2,5 млрд юаней в день ($394 млн), сообщила гуанчжунская газета Guangzhou Daily 31 октября.
В статье издания говорилось, что банки пошли против тенденций рынка и заработали огромные прибыли в виде процентов благодаря увеличению объемов своего «посреднического бизнеса».
Однако, по словам находящегося в Пекине экономиста Ци Яньчэна, эти госбанки получают чрезмерные прибыли путем инвестирования в ростовщический рынок*, где заемщикам, представляющим малый и средний бизнес, накручивают непомерно высокие процентные ставки.
«Согласно нашему анализу ситуации, одна треть ростовщического капитала на рынке кредитования приходит от банков», — рассказал Ци Великой Эпохе.
Банки и посредники на этом рынке работают сообща, переводя кредитные средства из банков на рынок «полностью законными методами», — сказал экономист.
Согласно нашему анализу ситуации, мы обнаружили, что одна треть ростовщического капитала на рынке кредитования приходит от банков
Государственные СМИ также сообщали в конце сентября, что большие суммы вкладов в четырех госбанках Китая получили доступ и к рынку частного кредитования.
Однако какой объем у рынка частного кредитования в Китае?
Хуан Ипин, управляющий директор и главный экономист по азиатскому региону в инвестиционном банке Barclays Capital, недавно оценил, что общая сумма капитала на рынке частного кредитования в Китае составляет около четырех триллионов юаней ($630,9 млн), сообщила газета министерства юстиции КНР The Legal Daily 1 ноября.
Совместный отчет министерств строительства, сельского хозяйства и компании Gaohe Capital показывает, что объемы рынка частного кредитования намного превышают стоимость инвестиций в строительную отрасль¸ куда среди прочих проектов в этому году было вложено свыше 500 млн юаней ($79 млн) в город Веньчжоу провинции Чжэцзян, один триллион юаней ($158 млн) в провинцию Шэньси и свыше 200 млн юаней ($31,55 млн) в город Ордос во Внутренней Монголии.
Недавно китайские СМИ сообщили, что в дельте Жемчужной реки (промышленный район на юге Китая, в основном производящий продукцию на экспорт) рынок кредитования частных лиц оценивается в десятки миллиардов юаней.
Владелец кредитной компании в городе Чжухай южной провинции Гуандун, отказавшийся назвать свое имя, рассказал Великой Эпохе, что они дают взаймы внутренние средства банков, в частности трех крупных госбанков.
«Однако ты должен иметь особые отношения с руководством банка, чтобы получить такую возможность, — сказал он. — Обычные отношения тут не помогут. Нужно обладать долей акций».
Он также сказал, что в этом для него не существует никакого риска, так как капитал принадлежит банкам, то есть государству. «Если клиенты приходят прямо в банки, банки определенно не дадут им кредиты», — отметил он.
Менеджер небольшой кредитной компании в городе Гуанчжоу рассказал Великой Эпохе, что они также выводят деньги на рынок частного кредитования через несколько главных банков.
«Банки зарабатывают на разнице в процентной ставке. Это конфиденциально. Малому и среднему бизнесу очень трудно получить кредиты обычным путем», — сказал он.
Общий прирост доходов у некоторых упомянутых госбанков больше, чем у других государственных гигантов, согласно гуанчжунской газете Guangzhou Daily.
Банковская группа China Minsheng Banking Corp. Ltd., Банк развития Development Bank и Huaxia Bank демонстрируют прирост доходов на уровне 64,42%, 62,93% и 44,42% соответственно. Прирост банков China Everbright Bank, Industrial Bank, China CITIC Bank и Merchants Bank составляет более 37%.
Экономист Ци Яньчэнь отметил, что эти банки являются частью государственной банковской монополии. Ци также сказал, что самой серьезной проблемой этой монополии является чрезмерное регулирование финансового рынка со стороны режима, что искажает механизм ценообразования на рынке.
«Главной движущей силой ростовщического рынка в Китае на самом деле является то, что слишком низкие процентные ставки, установленные монопольным рынком, неизбежно увеличивают ставки на неофициальном „сером“ рынке», — сказал Ци.
Банки зарабатывают на разнице в процентной ставке. Это конфиденциально. Малому и среднему бизнесу очень трудно получить кредиты обычным путем
Многие аналитики критикуют такую систему двойных процентных ставок.
Экономический обозреватель Е Тан написал недавно в своем посте на Sina blog, что режим вообще не заинтересован в сдерживании рынка ростовщического кредитования, а, наоборот, вместо этого стимулирует его, преследуя свои собственные [финансовые] интересы, что привело к ухудшению экономической среды.
«Где бы ни существовала система двойных процентных ставок, там будет наблюдаться такая ситуация. И пока она существует, малый и средний бизнес по-прежнему будет подвергаться дискриминации на финансовом рынке, независимо от степени контроля государством денежно-кредитной политики», — сказал Е.
«Административные органы власти должны обладать мужеством и совестью, чтобы признать, что несправедливо поддерживать систему двойных процентных ставок, а также принять меры по реорганизации [этой системы]», — отметил Е.
Ключом к решению проблемы, по мнению Е, является внедрение рыночной системы, вместо системы двойных процентных ставок, и принятие законов, допускающих частное кредитование.
Го Тяньюн, директор Исследовательского центра банковской деятельности Китая при Центральном университете финансов и экономики, также написал предупреждение в своем микроблоге: «Если в экономике произойдет спад, участие государственных корпораций и банков на рынке частного кредитования выльется в серьезные риски».
Джейн Лин, Куинси Юй, Великая Эпоха (The Epoch Times)