В Китае году338 ─ 424жил буддийский монах Фа Сянь, которого при жизни называли «прославленный мастер».Фа Сянь, в переводе с китайского, означает,прославляющий учение. Современники уважали его. Он был человеком открытого разума и несокрушимой веры, и прошёл всю северную часть полуострова Индостан в поисках истинного Закона.
Целых 16 лет путешествовал Фа Сянь в поисках настоящего Закона Будды. Он видел, гибли товарищи, «палящий ветер», холодные горные вершины и сыпучие пески пустынь преграждали ему дорогу, он шёл через разные страны и видел многие народы. Он прошёл Афганистан, Непал, Индию, Пакистан, Шри-Ланку, Цейлон, Яву, побывал в разных монастырях и святых местах буддизма, записывал легенды и предания о жизни основателя буддизма, копировал священные сутры, изучал санскрит, записывал всё увиденное и услышанное. Встречал на своём пути ядовитых драконов и драконов-помощников, чудеса, святых и неправедных, с верой в сердце познавал и утверждал настоящий Закон.
В поисках истинного Закона
Родился Фа Сянь в 337 году в городе Уян, что в округе Пиньян, где сейчас находится современная провинция Шаньси, и унаследовал имя ─ Гун. По преданию, трое его старших братьев умерли в младенчестве, поэтому родители, в надежде не потерять последнего сына, отдали трёхлетнего Фа Сяня в храм. Когда после смерти отца родной дядя хотел вернуть Фа Сяня к мирской жизни, десятилетний Фа Сянь ответил: «По собственной воле, а не по желанию отца пошёл я в монахи, гнушаясь мирской суеты, избегая человеческого невежества!»
Однажды во время сбора риса на Фа Сяня и его сотоварищей напали разбойники. Шраманеры* разбежались, остался лишь один Фа-Сянь, который сказал разбойникам, отбиравшим зерно, так: «Хотите забрать зерно ─ вам никто не мешает! Вы сейчас голодаете, ибо в прошлой жизни не делали подношений. Грабежами лишь умножаете свои несчастья в следующих перерождениях. Я, бедный праведник, заранее скорблю о вас». После этих слов Фа Сянь ушёл, а разбойники в задумчивости разбрелись кто куда.
* Шраманер [沙弥] ─ человек-новичок в буддийской общине, который отрёкся от мирской жизни и поклялся защищать десять заповедей.
Став монахом и следуя избранному пути, Фа Сянь столкнулся с неясностями в законах буддийского учения, известного в те времена в Китае, и, чтобы пролить свет на спорные вопросы буддийских школ, решил совершить паломничество в Индию за полными копиями сутр, для изучения санскрита и утверждения настоящего Закона.
Буддизм зародился в Индии и постепенно распространился в Поднебесной в годы правления династии Хань. В то время было развито только сельское хозяйство. Из Индии буддизм передавался в основном из уст в уста, не было точных записей, поэтому распространяемый закон отличался от первозданного буддизма.
«Стоит ли отказываться от того, к чему стремился долгие годы!»
В 399 году Фа Сянь, которому в то время шёл 61-й год, вместе с товарищами Хуэй Ином, Дао Чжэном, Хуэй Цзином и Хуэй Веем отправился в путешествие в Индию. Десять тысяч ли и многочисленные испытания ожидали путешественников на пути к колыбели буддизма.
Путь начался с Чанъаня (сегодняшний Сиань), проходил по южной ветке Великого шёлкового пути через знаменитый оазис Дуньхуан, расположенный на краю пустыни Такла-Макан.
В своих заметках Фа Сянь писал так: «В пустыне есть много злых духов и палящий ветер. Все, кто столкнулся с ними, погибают и не могут избежать злой участи. Не лучше там ни парящей птице, ни бегущему животному. Для каждого шага путешественник ищет силы, и нет способа узнать, каким путём нужно идти, а для ориентира могут служить только кости мёртвых».
Дорога была трудной. Путь путешественников проходил через Снежные горы (Памир), где ледяные глыбы, кажется, никогда не растают, а отвесные скалы поднимаются на тысячу жень*. На их склонах вырубали выступы (и так, по сказанию Фа Сяня, более семисот раз), переходили реки и пропасти по натянутым канатам. Путешественники слышали, что в этих горах живут злые драконы, вызывающие пагубные ветры, дожди и камнепады.
*Жень — мера длины, равная приблизительно 2,5 м.
В 403 году Фа Сянь с товарищами на юге Непала, примерно в 12 километрах от границы с Индией, посетил место рождения Будды Гаутамы ─ рощу Лумбини (санскр. «любимый») ─ первое из четырёх главных мест почитания Будды.
(Именно записи Фа Сяня помогли современникам найти место рождения Будды).
Миновав ещё тридцать государств, Фа Сянь с попутчиками достиг Индии.
Вот так Фа Сянь рассказывает о неком индийском государстве: «Существует поверье, что Будда проходил через эту страну, когда он был в Северной Индии. Там он оставил отпечаток своей ноги. Его длина зависит от мышления человека, который смотрит на след Будды».
За тридцать ли от города Раджагриха он остановился в монастыре. Ночью из-за незнания Фа Сянь прошёл мимо города, а утром собирался взойти на гору Гридхракутапарвата («Гора Чудо-Ястреба»).
«Эта дорога трудная, можно встретить чёрных львов, пожирающих людей, и не вернуться ─ отговаривал настоятель монастыря, ─ что тянет вас туда?» Фа Сянь ответил: «Я преодолел десятки тысяч ли, выполняя клятву взойти на эту гору. Человеческий возраст непредсказуем, а нить жизни прочная. Разве можно оставить то, к чему стремился долгие годы?! Я не боюсь опасности!»
Его желание было твёрдым, и настоятель дал ему в проводники двух монахов. Когда Фа Сянь подошёл к подножию горы, то уже смеркалось, поэтому он решил здесь заночевать. Монахи-проводники боясь оставаться, вернулись назад, оставив странствующего монаха. Фа Сянь воссоздал по древним обрядам образ Мудрого (Будды), возжёг благовония и совершил ритуал поклонения. Ночью пришли три чёрных льва. Они подкрадывались к Фа Сяню, били хвостами и облизывались. Однако Фа Сянь непрестанно читал сутры, ревностно уповая на имя Будды. Львы покорно легли у ног Фа Сяня. Монах поглаживая их гривы, сказал: «Если хотите меня убить, ждите, когда я закончу читать сутру. Если испытать меня пришли, то уходите!» Через некоторое время львы ушли.
Утром Фа Сянь, возвращаясь назад, наткнулся на непроходимые заросли, но перед ним открылся проход, который как будто был кем-то приготовлен. Не прошёл он и одного ли, как ему встретился праведник лет около 90-та, простой внешности, в грубом одеянии, но величественный. Фа Сянь пошёл себе дальше, позже спросил молодого монаха о старце и получил ответ: «Это великий Дхута-Кашьяпа, ученик Будды». Взволнованный Фа Сянь побежал назад, но не нашёл и следа великого святого. Опечалившись он пошёл дальше.
В небольшом государстве Толи (государство в Кашмире) Фа Сянь услышал такое предание: «В прежние времена в этой стране жил Архат*, который с помощью сверх способностей перенёс на небеса Тушита* одного искусного мастера, чтобы тот увидел Бодхисатву Майтрейю*. Вернувшись, мастер вырезал деревянную статую. Трижды он ещё возносился и наконец создал статую высотой 8 м и шириной 2,7 м. В дни поста она излучает сияние. Существует она и поныне. Цари разных стран приносят ей дары.
*Архат — просветлённый.
* Небеса Тушита — в буддизме один из небесных миров, где получают рождение бодхисатвы.
*Майтрея ─ Будда грядущего мирового порядка, который спасёт человечество в последний период дхармы.
«Человеческий возраст непредсказуем, а нить жизни прочная. Разве можно оставить то, к чему стремился долгие годы!»
Фа Сянь
Как-то Фа Сяню удалось воочию увидеть дракона. В царстве Каши был дракон с необычайно белыми ушами, который заботился о плодородии земель.Монахи охраняли его, а также в построенном святилище приносили ему дары. По словам Фа Сяня, эта страна очень богата и процветающая.
К северо-западу от этих земель есть монастырь «Большой Холм» ─ это имя злого духа, который по милости Будды принял здесь буддийскую веру.
В царстве Магадха Центральной Индии в городе Паталипутре в монастыре Тяньвансы, южнее известной ступы царя Ашоки* Фа Сянь остался на несколько лет. Он овладел индийской речью и письмом настолько, что сам мог писать, переписал «махасангхиков-Винаю», «Сарвастивада- Винаю», «Самьюктабхидхармахридая-шастру» и «Вайпулья-паринирвана-сутру». А через три года взял записанные сутры и статуи Будды и на торговом судне двинулся дальше к Царству Львов (Шри-Ланка).
* По преданию, сразу после паринирваны мощи Будды были разделены между восемью царями, которые построили над ними 8 ступ. Царь Ашока же разделил их и построил 84000 ступ.
Однажды сумасшедший ветер стал одолевать путешественников, которые проходили через Хайберский проход Малых Снежных Гор (Пакистан), и они стали замерзать. Хуэй Цзин был бессилен продолжать путь. Сказав, чтобы друзья не скучали и шли без него, тут же умер. «Его заветным мечтам не суждено сбыться, ─ сквозь слёзы сказал Фа Сянь, ─ Что делать? Это судьба!»
«В пещере на большой горе к югу от города Нагары Будда оставил свою тень. С расстояния 15 м можно её увидеть, она как настоящий облик Будды — золотистая и ослепительно сияющая. Она то приблизится, то исчезнет — и всё это как будто чудится. Разные Владыки и цари присылали сюда мастеров, чтобы изготовили её изображение, но они не могли. Говорят, что здесь все Будды оставили свои тени» (из записей Фа Сяня).
Фа Сянь и Дао Чжэн подошли к вихару (буддийский монастырь) Джетавана*, рассуждая печально: «Сегодня мы видим опустевшее место, где Будда прожил 25 лет. Мы же, к сожалению, рождены в далёкой стране. Многие из нас отправились в путешествие, но не все дошли сюда». Монахи, вышедшие навстречу, спрашивали, откуда они пришли, и, узнав, что путешественники родом из далёких земель Китая, заговорили с уважением: «Как необычно ─ в своём стремлении к Учению люди из далёкой страны смогли прийти сюда. Все мы, сколько не менялось нас, учителей и монахов, не видели, чтобы приходили сюда ханьские последователи Пути».
*Монастырь Джетавана (букв. «Сад Джеты») — излюбленное место проживания Будды.
Два года пробыл Фа Сянь в Царстве Львов. Там он получил рукописи «Махишасака-Венаи» и «Агама-сутры» и «Кшудракапитака-сутры» ─ которых никогда не было в Поднебесной.
Благосклонность Авалокитешвары
Продолжать путь Фа Сяню пришлось одному: в нелёгком пути одни товарищи отстали, другие умерли.
Домой возвращался прославленный мастер морем. Из устья Ганга он отплыл в Цейлон, где пробыл два года, а дальше на большом (около двухсот пассажиров) торговом судне, поплыл на остров Ява. В пути их застал внезапно налетевший тайфун, и лодку стало заливать гигантскими волнами. В панике пассажиры стали хватать всё без разбора и выбрасывать за борт. Фа Сянь, думая о священных сутрах и статуях, стал ревностно обращаться к Авалокитешваре*, надеясь на покровительство. Вскоре ветер утих и опасность миновала.
Пять месяцев провёл Фа Сянь на острове Ява. И далее на торговом судне отправился в Гуанчжоу. Более двадцати дней погода благоприятствовала путешественникам, как вдруг налетел сильный ветер. Напуганные торговцы во всех своих несчастьях обвинили Фа Сяня, поэтому решили столкнуть его в море. Но нашёлся человек, который вступился за монаха, рассказывая о приверженности китайского императора к буддийской вере, который, возможно, не простит содеянного, и даже, может казнить за такое. Поэтому торговцам пришлось отказаться от задуманного.
Сбившись с курса, корабль просто плыл по ветру. Без пищи и без воды, в уповании на просветлённых тянулись дни путешественников. Вскоре судно причалило к побережью округа Чангуан области Цинчжоу. Правитель области Ли И уважал Будд, и, узнав о прибытии из дальних странствий буддийского монаха, поспешил встретить Фа Сяня. Правитель предлагал Фа Сяню остаться подольше, на что монах ответил: «Я, бедный праведник, столько всего вытерпел в чужих краях, откуда никто не возвращался. Моё желание распространять Учение ─ до сих пор не сбылось. Я не вправе задерживаться». И сейчас же отправился на юг, в столицу (Цзянькан), позднее достиг провинции Шаньдун, а уже в 415 году вернулся в свой родной город Сианьфу (Кантон). На родине сами правители встречались с ним.
После этого необычного путешествия неутомимый Фа Сянь составил «Описание буддийских государств» («Фогоцзи»), в котором воспроизвёл всё увиденное и услышанное за 16 лет путешествия. Но самое главное, он привёз в Китай многочисленные предания и легенды буддизма и копии сутр Закона. Поэтому последующие годы жизни прославленный мастер посвятил переводу священных текстов в монастыре Синьсы города Цзинчжоу, где и умер в 424 году.
***
Фа Сянь также рассказал нам легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится в тайне до прихода Майтрейи в наш мир, а также необычную проповедь одного буддийского монаха, повествующую о страшных событиях периода конца кальпы, когда люди будут «бить, резать и убивать» друг друга, и о приходе Майтреи, вращающего Колесо Закона, которое исправит мир.