ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

История Китая (55): Гуань Юй — верный и праведный воин Поднебесной

Великая Эпоха

«Длинные усы, смуглое лицо, шелковистые брови и величественная осанка» — так описывают Гуань Юя в первой главе романа «Троецарствия».

Гуань Юй — верный и праведный воин Поднебесной. Иллюстрация: Блю Сяо
Гуань Юй — верный и праведный воин Поднебесной. Иллюстрация: Блю Сяо
Эта история произошла ещё до того, как в Китае образовались три царства в начале первого тысячелетия. Три друга — Гуань Юй, могучий воин, Лю Бэй, который изготовливал соломенные сандалии, и Чжан Фэй, зажиточный мясник, собрались в персиковом саду и поклялись хранить друг другу верность до самой смерти. В то время никто из них не подозревал, что Лю Бэй станет первым царём одного из трёх царств, на которые распадётся объединённый Китай, а слава Гуань Юя как верного побратима Лю Бэя и бесстрашного воина распространиться по всей Поднебесной.

Лю Бэй не был опытным полководцем. Однажды его небольшой отряд потерпел поражение от Цао Цао. Во время боя Цао Цао захватил в плен двух жён Лю Бэя, и, чтобы спасти их, Гуань Юй был вынужден сдаться Цао Цао.

Намереваясь опорочить Гуань Юя, Цао Цао поселил его в маленьком домике вместе с жёнами Лю Бэя. К его удивлению, Гуань Юй проявил себя очень праведно — он ночевал снаружи дома, неусыпно охраняя семью Лю Бэя.

Цао Цао поразили боевые навыки и стойкий характер Гуань Юя, и он попытался завоевать благосклонность своего пленника любыми средствами. Он относился к нему с большим уважением и назначил его генералом. Цао Цао подарил Гуань Юю много драгоценных золотых и серебряных украшений, а также красивых женщин и великолепного боевого коня, сопровождая подарок словами: «Чтобы быть самым быстрым в любое время». Но, несмотря на это, Цао Цао чувствовал, что пленник желает уехать из его стана к своему побратиму Лю Бэю. Чтобы проверить, верны ли его подозрения, Цао Цао подослал генерала, который находился в хороших отношениях с Гуань Юем.

Гуань Юй не скрывал своих чувств и сказал: «Я осознаю, что Цао Цао оказал мне большую честь и даровал большие привилегии, но я дал слово Лю Бэю. Мы поклялись, что будем бороться вместе и умрём друг за друга. Рано или поздно я отправлюсь к Лю Бэю, как только узнаю, где он находится. Тем не менее, прежде чем покинуть Цао Цао, я должен отблагодарить его за оказанное мне расположение». Узнав об этом, Цао Цао вздохнул: «Какой честный и преданный человек! Не пытайтесь его больше принуждать к чему-либо».

В боях на стороне Цао Цао Гуань Юй одержал победу над двумя сильными соперниками, но как только услышал, что недалеко разместился Лю Бэй, попросил разрешения отправиться к нему. Гуань Юй несколько раз передавал послания Цао Цао с просьбой попрощаться с ним, однако тот намеренно не выходил на встречу. Тогда Гуань Юй решил написать прощальное письмо и оставил военную печать вместе со всеми подарками, полученными от Цао Цао с их подробным списком. Сам же отправился в дорогу в колеснице с жёнами Лю Бэя.

Один из советников предложил устроить погоню и убить Гуань Юя, чтобы пресечь его переход к сопернику. Цао Цао ответил со вздохом: «Каждый сам себе хозяин, и я уважаю его выбор. Жаль, что я не смог заставить его служить мне, поэтому преследовать его не следует».

Для того чтобы вывезти жён Лю Бэя из стана врага, Гуань Юю пришлось прорваться через пять застав, рисковать своей жизнью и убить шестерых военачальников Цао Цао. Всё время пути он охранял семью Лю Бэя и, наконец, прибыл в лагерь своего побратима.

Прошли годы, и в битве у Красной скалы Цао Цао потерпел полный разгром, но в момент суматохи сумел бежать с небольшим отрядом воинов. Известный стратег Чжугэ Лян, которого Лю Бэй привлёк на свою сторону, угадал маршрут, каким будет бежать Цао Цао, и приказал Гуань Юю устроить на пути засаду.

Гуань Юй подстерёг Цао Цао на узкой просёлочной дороге. Умоляя о пощаде, Цао Цао напомнил о своей благосклонности к нему в прошлом. Несмотря на то, что за такой поступок Гуань Юя могли судить по военным законам — обезглавить, он всё же позволил Цао Цао и его воинам скрыться. Учитывая прошлые его заслуги, Лю Бэй простил своего побратима.

Ещё много сражений Гуань Юй выиграл вместе с Лю Бэем благодаря таланту военного стратега, пока в одной из битв не попал в засаду и был казнён в 219 году нашей эры.

Всю свою жизнь Гуань Юй неукоснительно соблюдал клятву, данную Лю Бэю и Чжан Фэю. Преданность и праведность снискали ему глубокое уважение всех трёх царств. В 16 веке он был канонизирован как святой воин Китая, защитник от зла, и в Азии ему поклонялись на протяжении веков во многих религиях.