Недавно более 20 стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), среди которых Канада, ЕС, США и Китай, критиковали Украину за намерение изменить импортные пошлины на 371 товарную линию.
Украина хочет пересмотреть условия своего членства в этой организации, в которую она вошла в 2008 году. Члены ВТО призывают Киев отозвать свой запрос, упрекая власти Украины в том, что они не предоставили ясного объяснения своих действий.
Как считает Александра Бетлий, эксперт киевского Института экономических исследований, Украина решила сделать эксперимент, воспользовавшись статьёй, которую в рамках ВТО не применял ни один из её членов. Ниже представлен её комментарий:
«Украина просто воспользовалась статьёй 28 договорённостей в рамках ВТО.
Существует статья, в соответствии с которой каждые 4 года любая страна внутри ВТО имеет право давать запрос на смену связывающих тарифов по каким-то товарам. Украина является членом ВТО уже на протяжении 4 лет, и поэтому решила это сделать. С чем это может быть связано? С тем, что, например, наш бизнес по некоторым товарным линиям недоволен тарифами, которые были установлены в рамках договорённости до 2008 года.
Ни для кого не секрет, что Украина вступала в ВТО очень длительное время, а тогда бизнес не был настолько развит, чтобы влиять на эти переговоры, в основном переговоры велись на правительственном уровне без особенных замечаний от бизнеса. Бизнес был не развит на таком уровне, чтобы сказать о своих потребностях. На данный момент от некоторых групп поступают заявления, что наши связывающие тарифы довольно низкие, и что это не даёт возможности внутреннему производителю развиваться.
Поскольку эти дискуссии ведутся уже довольно длительное время, поэтому, я думаю, что правительство просто решило попробовать такой элемент договорённостей. Проблема в том, что эту статью, насколько я знаю, никто никогда не использовал, ни одна страна, которая является членом ВТО, хотя эта статья и существует. Поэтому это вообще очень интересный эксперимент, поскольку прецедентов не было.
Поскольку речь идёт, в первую очередь, о возможном повышении связывающих тарифов, поэтому наши основные торговые партнёры не очень довольны этой ситуацией. А как может развиваться ситуация?
Есть вариант, что нам скажут «нет». В основном, многие страны скажут, что они не согласны с такой политикой. В результате, мы просто инициировали возможность реализации такой статьи, но не достигли успеха, но такая попытка — это уже интересно. С другой стороны, возможно по некоторым тарифным линиям мы всё-таки сможем поднять тарифы в случае, если мы сможем отреагировать на запросы наших торговых партнёров.
В соответствии с договорённостями в рамках ВТО, если одна страна поднимает свою защиту, поднимает импортный тариф, то от нас другие страны-партнёры могут потребовать или попросить заключить договорённости по компенсационным методам. Например, мы согласимся понизить защиту какой-то товарной группы, или, наоборот, другая страна, которая будет страдать от нашего повышения, поднимет нам тоже какой-то тариф.
Украина должна была уже получить реакцию всех членов ВТО. Насколько я понимаю, очень многие сказали, что они не против, но это самые маленькие торговые партнёры. В то же время самые большие страны, такие как США, страны Европы и другие выразили свою обеспокоенность этим. Потому что никто не хочет сильно уменьшать возможности своего импорта на другом рынке.
Далее до конца года будут проходить двусторонние переговоры между Украиной и другими странами по поводу возможности поднять эти тарифы, по поводу того, какие компенсационные методы можно предложить этим странам. У меня ощущение, что Украина немного политически нестабильная страна в том плане, что у нас политика меняется очень часто, поэтому, возможно, эти страны немного и недовольны. Потому что, действительно, 370 линий — это довольно большое количество».