Более тридцати лет назад в психологии прочно утвердилась теория «конечной точки» или теория set-point, объясняющая причины, по которым одни люди счастливы, а другие нет.
Согласно этой теории, ощущение счастья на протяжении всей жизни либо присуще человеку, либо нет. Причем, самая большая несправедливость, как утверждала теория, кроется в том, что это ощущение закрепляется на генетическом уровне. Теорию set-point прекрасно можно выразить одной фразой: «стараться быть счастливым - это все равно, что пытаться стать выше».
Поговорка давно уже не верна, так как хирурги знают множество методик вытягивания скелета (вплоть до 10-15 см). А теперь ученым из Университета Тилбурга (Нидерланды) и Института биологии развития Общества Макса Планка (Германия) под руководством доктора Брюса Хидея (Bruce Headey) из Университета Мельбурна (Австралия), похоже, удалось опровергнуть и саму теорию.
Хидей проанализировал большой массив данных опроса 60 тысяч жителей Германии от 25 до 60 лет. Опрос проводился 24 года, с 1984-го по 2008-й. В результате ученые пришли к выводу, что счастье зависит от многих внешних факторов и стать счастливым - задача вполне реальная. Согласно исследованию Хидея, ощущение счастья каждого человека зависит от особенностей характера его партнера, целей и приоритетов в жизни, а также соотношения времени, которое тратится на работу и на отдых.
Как объясняет Хидей, теория конечной точки утверждает, что на протяжении всей жизни у человека ощущение себя счастливым или несчастным не меняется. Естественно, что определенные события нарушают этот запрограммированный генами сценарий. Но не более чем на один или два года - после этого человек возвращается к своим привычным ощущениям. Из этого следует, добавляет Хидей, что, по большому счету, ни индивидуальный выбор, ни даже кардинальные перемены в личной или общественной жизни на ситуацию повлиять не могут. Звучала теория, действительно, пессимистично.
Анализ двадцатичетырехлетнего отрезка жизни огромного числа людей показал Хидею и его коллегам, что чувство удовлетворенности жизнью и ощущение счастья все-таки поддаются управлению и зависят от нескольких вполне конкретных параметров.
На первое место ученые поставили степень эмоциональной уравновешенности партнера. «Мы проанализировали пары, у которых отношения длятся меньше пяти лет, от пяти до десяти лет, от десяти до 20 лет и больше 20 лет. Независимо от продолжительности отношений, счастливыми оказались лишь те пары, где партнеры эмоционально уравновешенны», - написали авторы.
На втором месте в списке находятся жизненные приоритеты партнера. «Люди, у которых в жизни наибольшую ценность представляет семья, более счастливы, чем те, которые считают абсолютным приоритетом материальные ценности и карьеру. Такая ситуация характерна и для мужчин, и для женщин. Но все же одно любопытное гендерное различие проявляется. Женщины, партнер которых ставит превыше всего семейные ценности, намного счастливее тех, чьи спутники ориентированы на материальные ценности и успехи в карьере», - отмечают авторы.
Большое значение в ощущении счастья, по мнению Хидея, играет и соотношение часов, занятых работой и отдыхом. «Для мужчин и для женщин недостаточное время, занятое работой, значительно хуже сказывается на эмоциональном состоянии, чем чрезмерная загруженность работой. А сильнее всего травмирует психику отсутствие работы», - сказал Хидей.
Наконец, ученые приводят последний параметр, от которого зависит, по их мнению, ощущение счастья - это показатель веса. «Для мужчин недостаток веса гораздо более, чем его избыток вызывает серьезный эмоциональный дискомфорт и общую неудовлетворенность жизнью. Для женщин же избыточный вес вызывает только легкое чувство неудовлетворенности, а в среднем полные женщины жизнью вполне довольны», - отметил Хидей.
Статья доктора Хидея и его коллег «Long-running German panel survey shows that personal and economic choices, not just genes, matter for happiness» опубликована в последнем номере журнала PNAS.