Потребительские рынки всего мира «покорены» Китаем путем обманных действий в сфере торговли, что включает экспортные субсидии, широко распространенное производство поддельных и пиратских товаров, манипуляции с валютой при почти полном отсутствии соблюдения экологических, санитарных и правовых стандартов. Все это делает Китай очень опасным местом для работы и опасным торговым партнером. Так как мы должны вести отношения с Китаем? Об этом ниже…
В течение долгого времени я относился с уважением и любовью к китайцам за их молчаливую критику властей. Я убедился в этом во время моих визитов в Китай. Они говорят, что, по крайней мере, сейчас не так, как было при режиме Мао Цзэдуна, когда около 35 миллионов жителей умерло от голода во время его бесчеловечного «Большого скачка» (1958-1961).
Китайцы хотят того же, что и мы: образование, хорошую работу и чистую окружающую среду. Жизненный уровень повысился на восточном побережье Китая, но подавляющая часть населения продолжает эксплуатироваться коммунистическим режимом и местными промышленными фирмами. Эти фирмы часто выкуплены или работают по контракту с международными компаниями, распространившимися сейчас по всему Китаю, как «бароны-разбойники» в 19 веке. Это объясняет частично, почему цены на товары «made in China» (сделано в Китае) такие низкие — все издержки ложатся на рабочих, их семьи и окружающую среду.
Многие наблюдатели по всему Китаю свидетельствуют, что терпению приходит конец, это выражается в протестах и других действиях. В 2007 году опрос общественного мнения UPI/Zogby показал, что 79% американцев доброжелательно относятся к китайцам, но 87% имеют отрицательное мнение о руководстве Китая. Такое же исследование, проведенное в любой демократической стране, включая Канаду, показало бы, скорее всего, такие же результаты. А что бы сказала о коммунистической партии подавляющая часть населения Китая без серьезного риска быть схваченными и заключенными в тюрьмы?
Все, о чем я расскажу дальше, делится на четыре короткие части: окружающая среда, экономика, исследования Мэйтаса-Килгура, и как можно улучшить ситуацию, изменив действия торговых партнеров Китая.
1. Загрязнение окружающей среды в Китае
Река Янцзы стала одной из самых загрязненных рек в мире.
Три десятилетия политики «все средства хороши для развития экономики» нанесли огромный ущерб людям и окружающей среде Китая. Судите сами:
* Почти половине миллиарда жителей Китая не хватает питьевой воды, но, несмотря на это, многие промышленные предприятия продолжают сбрасывать свои отходы в реки.
* Исследования Мирового Банка (World Bank), проведенные при содействии китайского общества охраны природы, показали, что нынешнее загрязнение окружающей среды приводит к смерти от 350 000 до 400 000 человек в год, внутреннее загрязнение привело к смерти еще 350 000 человек. Итого 750 000 преждевременных смертей.
* Каменный уголь обеспечивает около двух третей всей потребляемой энергии в Китае, он сжигает угля больше, чем Европа, Япония и США вместе взятые. Электростанции, работающие на каменном угле, выделяют сернистый газ и оксиды азота, который распространяется далеко за пределы Китая.
* Многие компании ухудшают и без того ужасную экологию, сбрасывая отходы в реки и загрязняя воздух промышленными вредными выбросами в атмосферу. С 2003 года китайские власти не предприняли ничего существенного для очищения и защиты воздуха, воды и почвы. Многие эксперты пришли к выводу, что Китай не станет «зеленым» без политических изменений.
Рассмотрим пример с озером Тай. Газета «Интернэшнл геральд трибюн» (International Herald Tribune) 15 октября 2007 года сообщила, что озеро умерло из-за сточных вод, а вода его стала флуоресцентно-зеленой. Два миллиона человек, живущих на его берегах, лишились единственного источника воды. Местный фермер У Лихон более десяти лет протестовал против того, что химическая индустрия, поддерживаемая местными властями, разрушала одну из природных жемчужин Китая.
Он был осужден на три года и заключен в тюрьму, что «Интернэшнл геральд трибюн» назвала «алхимией обвинений по произволу властей». На суде У заявил, что его принудили признать свою вину, так как полицейские не давали ему спать в течение пяти дней и ночей. Но «суд» осудил его, сославшись на то, что У не мог доказать, что его пытали. Трагедия в том, что озеро Тай — это только один пример вреда, нанесенного нерегулируемым капитализмом с 1978 года окружающей среде в Китае — воде, воздуху и земле. Вместо того, чтобы прекратить загрязнение, режим наказывает таких людей, как У, героически защищающих природу.
2. Экономика Китая
В связи со скандалом в наших СМИ по поводу китайской экономики, позвольте мне предложить вам две точки зрения, которые я разделяю. Одна из них — Джонатана Манторпа, опубликованная в «Vancouver Sun»:
«То, что мы видим в Китае, можно только назвать схемой Понци. Местное руководство, не имея действующей системы увеличения доходов от налогов, но полностью пропитанное коррупцией, продает разработанные земли, чтобы получить наличные. Часто, сначала им надо избавиться от крестьян, проживающих там, но это уже другая история. Земля потом продается муниципальной компании. В Китае, где еще действует командная экономика, муниципалитет может приказать банкам выделить деньги этой компании для приобретения земли. Таким образом, местное руководство получает наличные, муниципальная компания получает землю для постройки спекулятивного жилого или промышленного комплекса, и все довольны».
А это выдержка из статьи Дэвида Поли в «Bloomberg News»:
«Наконец, хоть кто-то в США перестал идти на поводу у Китая... Хоть и с опозданием, но Google выступил в защиту свободы слова в Китае. Компания недавно заявила, что, вопреки требованиям коммунистического руководства, намеревается прекратить цензуру своего китайского поискового сервера и даже свой бизнес в Китае...
У правительства США есть и экономические и политические причины не возражать китайскому правительству, которое затыкает рот своим гражданам и убивает их, если они начинают слишком беспокоить... Китай является держателем государственных облигаций на 800 миллиардов долларов... Если Google, в конце концов, пойдет на компромисс с Китаем, это будет позором для него. Кто-то должен показать китайской диктатуре, что мы отстаиваем. Хорошо было бы, если Google хлопнет дверью, уходя из Китая».
3. Убийство последователей Фалуньгун в Китае
Мы с Дэвидом Мэйтасом пришли к ужасающему выводу, что в Китае убивали и сейчас убивают практикующих Фалуньгун, с целью извлечения органов для трансплантаций. Мы написали об этом отчет, опубликованный в июле 2006 года. Третий отчет в форме книги был опубликован под названием «Кровавая жатва».
Фалуньгун — это духовная практика, включающая комплекс энергетических упражнений, начавшая распространяться в Китае в 1992 году. Сначала власти поддерживали ее, как полезную для здоровья. К 1999 году Фалуньгун обрел большую популярность в народе, в которой компартия усмотрела угрозу своей идеологической монополии . Число последователей этой практики возросло с нуля в 1992 году до 70—100 млн. (по правительственным оценкам) в 1999 году. Практика была запрещена властями и объявлена культом без всяких на то оснований.
Последователям Фалуньгун предъявили требование отказаться от практики. Те, кто не отказался и протестовал против запрета, были арестованы. Если они отказывались от практики после ареста, их отпускали, а если нет — подвергались пыткам. Отрекшихся после пыток отпускали, те, кто не отрекся, пропадали в тюрьмах и лагерях.
Что же случилось с пропавшими? Мы пришли к выводу, что многие из них были убиты с целью извлечения у них органов для продажи людям, ожидающим операции по трансплантации. Это займет слишком много времени, чтобы рассказать, как мы пришли к этому выводу. Мы просим вас прочитать наш отчет, помещенный на сайте www.david-kilgour.com или нашу книгу. Я приведу здесь только два убедительных доказательства:
1. Только последователи Фалуньгун в принудительных трудовых лагерях подвергаются медосмотру с помощью специального оборудования, например, УЗИ для обследования их органов и анализам крови и тканей. Причиной этих медосмотров не может быть забота о здоровье заключенных-практикующих, так как они систематически подвергаются пыткам. Анализы проводятся, чтобы гарантировать совместимость органов донора и получателя.
2. Традиционные источники органов — это заключенные, приговоренные к смертной казни. Число добровольных доноров и пациентов с мертвым мозгом никак не может объяснить возросшее число операций по пересадке органов, согласно китайской статистике. В Китае нет никакой системы по предоставлению органов, также там нет закона, разрешающего извлекать органы у больных с мертвым мозгом. Существует неприятие пожертвования органов. Единственным значительным источником органов в Китае до начала преследования Фалуньгун были заключенные, приговоренные к высшей мере наказания после исполнения приговора. Но количество приговоренных к смертной казни не увеличилось.
После опубликования нашего первого отчета, министр здравоохранения Китая заявил, что с июня 2007 года жителям Китая органы будут предоставляться в первую очередь, а потом уже иностранцам. Также запрещалось всем медицинским учреждениям делать операции по пересадке иностранцам. Правительство заявило в августе 2009 г., что Общество Красного Креста создало программу по предоставлению органов. Несмотря на эти изменения, хищническая торговля органами продолжается. Получателями органов стали китайцы, а источник органов остался тем же. Власти отрицают, что органы для пересадки изъяты у практикующих Фалуньгун, но они признаются в том, что источником органов являются заключенные. Единственный вопрос к правительству Китая по этому поводу: какая именно категория заключенных является источником органов для пересадки?
Нелегальные источники органов
Извлечение органов у заключенных производится незаконно. Заместитель министра здравоохранения Китая Хуан Цзефу на конференции хирургов в Гуанчжоу сказал: «Слишком часто органы поступают из нелегальных источников». Китайский закон о пересадке органов, принятый в 1984 году, предусматривает принудительное извлечение органов из «невостребованных трупов». Правительство Китая согласно с тем, что извлечение органов у заключенных неправомерно. Хуан, говоря об экспериментальной программе по установлению источников органов, заявил, что заключенные «определенно не являются приемлемым источником органов для трансплантации». То же самое утверждает Всемирная ассоциация медицинских работников и Общество хирургов, специализирующихся по пересадке органов.
Вопрос в том, что нам делать с китайскими властями, злостно нарушающими международные этические нормы по пересадке органов? В нашем отчете и нашей книге дается длинный перечень рекомендаций. Из-за недостатка времени я приведу здесь только две из них.
Первая — экстерриториальное законодательство. Органы, полученные из нелегальных источников, использующиеся в Китае для пересадки, должны быть нелегальны везде, в любой другой стране мира. Но вполне легально для иностранцев поехать в Китай, получить орган, который был бы нелегальным на родине, и вернуться назад. Во всех других странах законы по трансплантации являются территориальными, они не действуют вне этих стран. Многие другие законы являются экстерриториальными.
Например, сексуальное надругательство туристов над малолетними преследуется независимо от того, где оно было совершено. Но нет такого закона для туристов, которые платят за органы для пересадки, не беспокоясь, получены ли они законным путем.
Вторая рекомендация: всякому, о ком известно, что он замешан в торговле органами заключенных в Китае, должен быть запрещен въезд в любую другую страну. Международное Общество в защиту прав человека в Европе недавно присоединилось к нам с Мэйтасом в борьбе с китайскими властями, которые жестоко преследуют последователей Фалуньгун и извлекают у них органы для продажи.
Гао Чжишен — храбрый адвокат Китая
Одним из самых мужественных критиков преследования Фалуньгун в Китае является Гао Чжишен, выдвинутый на соискание Нобелевской премии. Это он пригласил меня и Мэйтаса приехать в Китай, чтобы расследовать, верны ли утверждения, что у практикующих Фалуньгун насильственно извлекаются органы. Гао не мог поступить в университет, так как его семья была бедной, но, несмотря на это, он сдал экзамены в адвокатуру и в 2001 году был признан министерством юстиции Китая одним из десяти лучших адвокатов страны.
Партийные власти обрушили на него весь свой гнев, когда он встал на защиту последователей Фалуньгун. Они лишили его лицензии на юридическую практику, покушались на его жизнь, оставили его семью без какого-либо источника дохода. Полиция оскорбляла его жену, сына и дочь сексуальными домогательствами. Нападки на Гао усилились, когда он инициировал голодовку в масштабах всей страны, призывая к уважению человеческого достоинства каждого китайца. Чуть больше года назад Гао Чжишен написал о нескольких неделях пыток, которым его подвергали в тюрьме. После чего полиция ворвалась в дом и увезла его. Жена с детьми бежала из Китая, сейчас они нашли прибежище в США. Они очень беспокоятся о нем.
«Ассошиэйтед пресс» в Пекине сообщила, что брат Гао заявил о том, как полицейский, который увез Гао в феврале, сказал ему, что адвокат «пропал» в сентябре 2009 года. Представитель министерства иностранных дел Китая сказал на это: «Судебные власти решали это дело, и Гао, в согласии с китайским законодательством, находится там, где он должен находиться». На вопрос, знает ли он, где именно находится Гао, чиновник ответил: «Я не знаю. Спросите у судебных властей». Ли Фанпин, адвокат Гао, назвал эти комментарии «очень неискренними» и добавил, что по прошествии года никто из семьи Гао не знает, где он, а также о том, было ли предъявлено обвинение и было ли судебное разбирательство. «Дело Гао — это показатель положения с соблюдением прав человека в Китае», — сказал Ли.
4. Изменение торговых отношений с Китаем
Нобелевский лауреат, экономист Поль Кругман, предупреждает, что продолжающийся отказ китайских властей от принятия плавающего курса юаня приведет к высокому уровню безработицы, вызванной частично из-за переизбыточных производственных мощностей. Коммунистический режим Китая продолжает экспортировать потребительские товары (многие из них сделаны, без сомнения, практикующими Фалуньгун в принудительных трудовых лагерях) по ценам ниже себестоимости на иностранные рынки. Регулируемый юань дает большие преимущества Китаю, но приводит к росту безработицы в Канаде и во всем мире. Кругман также говорит, что вытесняя иностранных производителей и наводняя мировой рынок своими дешевыми товарами, Китай, возможно, является главным виновником в сдерживании устойчивого улучшения мировой экономики.
Питер Наварро, автор книги «Грядущие китайские войны», получил докторскую степень по экономике в Гарвардском университете, теперь он профессор Университета Калифорнии. Он утверждает, что потребительские рынки всего мира «покорены» Китаем путем обманных действий в сфере торговли, что включает экспортные субсидии, широко распространенное производство поддельных и пиратских товаров, манипуляции с валютой при почти полном отсутствии соблюдения экологических, санитарных и правовых стандартов. Все это делает Китай очень опасным местом для работы.
Наварро дает комплексные рекомендации для всех стран, имеющих торговые отношения с Китаем, чтобы сделать их честными.
А именно, он говорит, что все торговые партнеры Китая должны:
1. воздерживаться от нелегальных экспортных субсидий, от регулирования денежного обращения и следовать нормам ВТО;
2. определять регулирование валюты как нелегальную экспортную субсидию и добавлять это к другим субсидиям при подсчете антидемпинговых и компенсационных штрафов;
3. уважать интеллектуальную собственность, принимать и исполнять медицинские, правовые и экологические нормы, соответствующие международным нормам;
4. запрещать принудительный труд и обеспечивать прожиточный минимум и условия труда;
5. проявлять «нулевую терпимость» к тем, кто продает или распространяет пиратские или поддельные товары;
6. блокировать испорченные и загрязненные продукты и лекарства, что поможет призвать к ответственности импортеров за продажу продукции, причиняющей вред или убивающей людей или домашних животных;
7. строго обеспечивать защиту окружающей среды во всех двусторонних и многосторонних торговых соглашениях.
Заключение
Предпринятые в последние годы попытки разгрома Фалуньгун, демократического движения, честных журналистов, буддистов, христиан, мусульман и других религиозных течений, правозащитников и других законных обществ в Китае показывают, что контактировать с коммунистическим режимом нужно с осторожностью. Я уверен, что если Китай возродит традиционные ценности, откажется от политического террора и установит законопорядок, свободу слова и демократическое управление с национальными особенностями, тогда в новом столетии будет достигнута гармония и для Китая и для его торговых партнеров.
Великий китайский народ обладает стойкостью, самодисциплиной, предприимчивостью, высоким уровнем интеллекта, культурой и патриотизмом, чтобы сделать новое столетие лучшим и более спокойным для всего человечества. Китайцы были бы рады быть членами Rotary Club (Ротари-клуб). Международный Ротари-клуб когда-нибудь развернет свою деятельность в Китае.
Каждый из вас мог бы помочь достичь этого, обсуждая эти вопросы с вашими депутатами в Парламенте и других государственных учреждениях, с вашими друзьями в средствах массовой информации, в научных, деловых и дипломатических кругах и т.д.
Успеха вам. Спасибо.
Выше приведена речь Дэвида Килгура в Rotary Club (клуб-Ротари) в Оттаве 25 января 2010 года.
Дэвид Килгур был государственным секретарем Канады по Азиатско-Тихоокеанскому региону в 2002—2003 гг., по Латинской Америке и Африке в 1997—2002 гг. и членом Парламента Канады с 1979 по 2006 гг.