ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Мир через объектив тибетских художников

Великая Эпоха
Экскурсия в Тибет на фотовыставке в музее Мировых культур во Франкфурте-на-Майне (Германия) «Взгляд в собственное лицо».

Человек в бутылке, 2009. Фотомонтаж: Запертый в бутылке художник Норцзе (1963 г.р.) Из перевязанных рук он выпускает в пространство бутылки бабочек с тибетскими письменами. Фото: Великая Эпоха
Человек в бутылке, 2009. Фотомонтаж: Запертый в бутылке художник Норцзе (1963 г.р.) Из перевязанных рук он выпускает в пространство бутылки бабочек с тибетскими письменами. Фото: Великая Эпоха
Художники сменили кисти на фотоаппараты. 11 тибетских художников галереи Гендюн Чёпел в Лхасе, работы которых выставлены и в международных галереях, запечатлели будни Лхаcы с их точки зрения.

Из 700 присланных ими фотографий, на выставке можно увидеть 32 - достаточно, чтобы обнаружить неожиданные детали, и составить наше представление о сегодняшнем Тибете. Кто ожидал бы увидеть тут фотографии с праздника тибетских мусульман? Древняя мечеть, маленький мальчик в тибетской праздничной одежде с типично мусульманской шапочкой на голове, мусульманская женщина в парандже? Куратор рассказывает, что этот праздник посетил даже губернатор провинции.

Ислам рядом с буддизмом


Суо Мани, автор этих фотографий, художник, как и все фотографы на этой выставке. Он закончил обучение на художественном факультете в Лхасе, и живет, как и остальные художники, в Лхасе. Он мусульманин, принадлежащий большой группе мусульман, которые переселились в Кашмир столетия тому назад и все время мирно уживались с преимущественно буддистскими тибетцами.

Маленький ребенок с китайской куклой, 2009 художника Kelsang Tsering (1969 г.р.) По традиции в Тибете нет специальных игрушек и кукл для детей. Кукла младенец сделана в Китае и, очевидно, предназначалась для западного рынка. Фото: Великая Эпоха
Маленький ребенок с китайской куклой, 2009 художника Kelsang Tsering (1969 г.р.) По традиции в Тибете нет специальных игрушек и кукл для детей. Кукла младенец сделана в Китае и, очевидно, предназначалась для западного рынка. Фото: Великая Эпоха
Серия из трех фотографий другого художника показывает упадок знаменитого буддийского монастыря Дрепунг, в прежние времена высоко почитаемый университет-монастырь. Дрепунг - столетями излюбленная цель паломников, теперь, кажется, превратился в музей под открытым небом, красные стрелки на древних стенах указывают путь туристам.

Еще до 1959 года тут жило около 10 тысяч монахов. Сейчас их самое большее - несколько сотен. Последствия китайской культурной революции (1966 - 1976). Организованная Ден Сяопином либерализация и время относительного спокойствия не могли повернуть колесо dcgznm. Теперь же напряженность между тибетцами и китайским правительством снова значительно обострилась.

Современность рядом с традиционностью


«Скачки» (2008) художника Анчэня (1963 г.р.). Скачки любимы тибетцами с древних времен. Тут необходима ловкость и быстрота. Фото: Великая Эпоха
«Скачки» (2008) художника Анчэня (1963 г.р.). Скачки любимы тибетцами с древних времен. Тут необходима ловкость и быстрота. Фото: Великая Эпоха
Традиции и современная техника - есть ли противоречие в сегодняшнем Тибете? Множество фотографий доказывают обратное. Многогранное современное общество Тибета менее воспринимается у нас, чем сообщения о подавлении или древние мифы. На фотографии показаны будни: мужчина и женщина, они сидят за столом, перед ней термос, у него - традиционная чашка часуймы (тибетский чай - прим пер.) Она читает буддийские писания, в то время как мужчина разговаривает по мобильному телефону.

Мобильные телефоны очень популярны в Тибете, каждый тибетец имеет хотя бы один, даже кочевники, как говорит Эльке Хессель, куратор выставки. Эльке Хессель - научный работник зарегистрированного общества «Тибетский дом Германия». Она использовала свои многолетние контакты с художниками для воодушевления их на создание этих фотографий.

Современность рядом с традиционностью также видна на фотографии «Бабушка с внуком». Они сидят рядом перед домом, бабушка в традиционных нарукавниках, чистит грушу, мальчик в спортивном костюме, читает журнал с комиксами. Почему спортивный костюм? Это предписанная школьная форма также и в Лхасе, где почти всегда холодно. Тут чувствуется глобализация, как и на фотографии «Ребенок с куклой». Кукла западного вида и почти такого же размера, как сам ребенок. Ребенок с недоумением смотрит в камеру. Раньше в Тибете не пользовались игрушками.

Скачки на лошадях все еще почитаемы в самой высокогорной стране мира, хотя и поднимают много пыли. В таких соревнованиях необходимы ловкость и быстрота. Всадник, например, на скаку должен поднять лежащий на земле белый катак - тибетский ритуальный платок и показать другие акробатические упражнения на спине лошади. Одна из фотографий показывает ярко украшенных лошадей и всадников, чувствуется радость и гордость тибетцев. Эта фотография висит рядом со снимком, который показывает самого художника, с не по-тибетски раскинутыми руками, перед «Птичьим гнездом» - Олимпийским стадионом 2008 года в Пекине, со смешанными чувствами, как кажется.

Искусство и тоска по свободе


Некоторые художники запечатлели свои собственные композиции. Как, например, клетка, окрашенная красным, над которой высоко в небе кружится орел. Заперт в красной клетке коммунистической партии, и орел как символ тоски по свободе? Если даже художник хотел выразить именно это, он об этом не скажет. Слишком велика опасность быть ограниченным в своей работе со стороны компартии.

Собственный портрет художника в прозрачной бутылке. Из перевязанных рук он выпускает в пространство бутылки бабочек с тибетскими письменами! Горлышко бутылки перевязано красной лентой. Указание на красный галстук пионеров - молодежной организации компартии? Указание на удушающее все и вся влияние компартии?

Глубокая любовь к Тибету


Среди художников есть китаянка. Она поклонница Тибета, и с 2001 года принадлежит к кругу художников в Лхасе. Её основная тема - подавление женщин. Когда она, художественно раскрасив два женских манекена, поставила их на дороге, собравшись фотографировать, по дороге как раз проходила группа паломников. Щелк! Паломник, смеясь, без задней мысли, обнимает манекена. Щелк! Документ времени. «Веселая невозмутимость большинства тибетцев типична», - говорит Эльке Хессель.

Тибетцы любят свою страну. Даже если они помимо родного языка более или менее говорят на китайском, даже если они учатся в китайских университетах, они возвращаются назад на Родину, чтобы поддержать её. Например, они проводят акции, держа при этом вывески, на которых выражена их любовь к Тибету. Один из художников запечатлел это на фотографии. «Я люблю недостаток кислорода», написано на плакате, шуточное почитание особенных жизненных условий на «крыше Мира».

«Взгляд в собственное лицо» - тибетская поговорка, которая означает «момент, в который человек без предубеждений осознал свое собственное знание, говоря другими словами, просветление.

Выставка проходит во Франкфуртском музее Мировых культур до 18 октября, до последнего дня книжной ярмарки во Франкфурте в рамках проекта «Почетный гость Франкфуртской книжной ярмарка 2009 - Китай».

Моника Вайс. Великая Эпоха