ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Опиумная зависимость Ближнего Востока

Великая Эпоха
После 11 сентября и последовавшим за этим стремлением искоренить терроризм у многих развилось то, что я называю «фильтрацией новостей». Война в Ираке, ближневосточный конфликт, кризис в связи с ядерной программой Ирана и тому подобные новости интересуют нас все меньше и меньше.

Афганские мужчина и мальчик работают на плантациях мака в районе Панджваи провинции Кандагар, Афганистан. Фото: Getty Images
Афганские мужчина и мальчик работают на плантациях мака в районе Панджваи провинции Кандагар, Афганистан. Фото: Getty Images
Почему? Возможно, мы просто устали слушать про то, как очередная бомба взорвалась в Багдаде или от того, что текущее освещение в средствах массовой информации неспособно отобразить «другую» сторону человеческих страданий.

Процветание наркотической зависимости является одной из проблем, которая по-прежнему игнорируется. После падения Талибана, потребление опиума в Афганистане возросло в два раза. В Иране количество потребляемого героина на душу населения является самым высоким в мире, обгоняя США. Аналитики полагают, что эта «опиумная эпидемия» является следствием безнадежности и разрушений, принесенных войной.

Афганистан – мировой поставщик опиума


Около 90% опиума в мире производится в Афганистане, из них 60% проходят транзит через Иран на пути в Россию и Европу.

Согласно недавнему докладу Совета по Внешнеполитическим связям, несмотря на усиливающуюся войну с терроризмом, производство опиума в Афганистане продолжает возрастать в южных провинциях, таких как Кандагар. Площадь плантаций, составлявшая в 2004 г. около 5 тысяч гектар, возросла до приблизительно 13 тысяч гектар в 2005 г. Хотя маковые плантации существуют давно, широкомасштабное потребление наркотиков, вызывающих сильную зависимость - это нечто новое.

Согласно первому исследованию национального масштаба о потреблении наркотиков в Афганистане, проведенного отделом ООН по проблеме наркотиков и преступлений в стране около 50 тысяч человек, потребляют героин и 150 тысяч - опиум, который является неочищенным исходным продуктом для производства героина.

По словам экспертов, крестьяне восстановили свое производство с 2000-2001 гг., после того, как Талибан, находящийся в то время у власти в Афганистане, ввел краткий запрет на выращивание опиума (но не на его экспорт).

От опиумной зависимости страдают целые деревни. Матери используют опиум, чтобы уменьшить боль в мышцах после долгой работы на полях и дают его своим детям, чтобы они тихо себя вели.

Согласно сообщению «Times» Элизабет Байер, ранее работавшая в отделе ООН по проблеме наркотиков и преступлений говорит: «У людей нет образования, и следовательно они не имеют понятия о вреде, который наносит опиум. Люди травмированы. Когда они находят средство, способное облегчить страдания, они принимают его».

Скука и отчаяние


Скука и отчаяние являются признаками деградации - физической и моральной, которая толкает миллионы людей на разоренном войнами Ближнем Востоке прибегать к «помощи наркотиков».

Например, в Ираке контрабанда наркотиков стала источником доходов для многих криминальных кругов, а также средством, помогающим убежать от страданий в повседневной жизни.

По данным, собранным министерством здравоохранения Ирака, в прошлом году в одной только Кербале насчитывалось около 1000 наркоманов. В Амаре, меньшем по размеру городе с населением в 300 тысяч человек, находящемся под контролем британской армии и расположенном у границы с Ираном, их число составляет 500.

«Мы не имеем обновленных данных, но можем сказать, что за последние годы эти цифры возросли в два раза», - говорит Сарван Камель Али, глава новой программы по борьбе с наркотиками министерства здравоохранения, сообщает «The Telegraph».

«Раньше люди принимали лекарства. Теперь принимают такие, которые подобны героину», - добавил он.

Однако наиболее тревожные данные в соседнем Иране. По сообщению «The Washington Post» в Иране самое большое количество героина, потребляемого на душу населения. Число людей с зависимостью, в основном от героина, составляет 3 миллиона человек. Для сравнения в Австралии таковых насчитывается 113 тысяч.

После землетрясения в Баме в 2003 году, в числе неотложной помощи были поставки метадона - синтетического наркотика, популярного среди потребителей морфия и героина.

По мнению экспертов, склонность к наркотической зависимости, главным образом, наблюдается у миллионов молодых безработных иранцев, пытающихся выжить в условиях репрессивных ограничений исламского правительства и basij - иранской полиции нравов.

Наименьшие опасения


Вряд ли для лидеров Ирака или Афганистана, пытающихся справится с повстанцами или межрелигиозными конфликтами, наркотическая зависимость входит в число проблем, стоящих на повестке дня. Иран, который занят своей ядерной программой, это беспокоит еще меньше.

В то время как миллионы людей сидят на героиновой игле, оставшаяся часть мира «выключается», когда по телевидению показывают взрывы бомб в Багдаде.

Возможно, эти слова молодого афганца с наркотической зависимостью, процитированные журналом «Time» смогут кого-нибудь пробудить: «Это большая проблема... намного хуже, чем терроризм или Талибан. На войне, когда враг тебя убивает, ты умираешь лишь один раз. Зависимость же убивает будущее».

Соня Брискин. Великая Эпоха