ІСТИНА І ТРАДИЦІЇ

Размышления по поводу предложения Китая осуществлять строгий контроль над деятельностью репортеров новостей

Великая Эпоха

Известный диссидент Лю Сяобо обсуждает проект закона КПК, касающийся ограничения передачи новостей.

Г-н Лю Сяобо. Фото: Великая Эпоха
Г-н Лю Сяобо. Фото: Великая Эпоха
Постоянный Комитет национального народного конгресса Коммунистической партии Китая рассматривает принятие проекта "Предложение о законе по реагированию на непредвиденные события", который запрещает сообщать новости о непредвиденных событиях без особого разрешения, и определил штраф за нарушение этого закона в размере от 10 000 юаней до 50 000 юаней (от 1 250 до 6 250 долларов США). Власти подтвердили, что этот проект закона также применим к иностранным СМИ и СМИ Гонконга.

Г-н Лю Сяобо, известный пекинский литературный критик и диссидент, президент независимого китайского ПЕН-Центра, в интервью "Великой Эпохе" отметил, что такое подавление является огромным регрессом китайских СМИ, а также типичным примером использования злонамеренного закона в управлении страной.

Г-н Лю продолжил: "В обществе, где правит КПК, официальные СМИ могут выжить, не обанкротившись, только лишь ежедневно сообщая ложь и всякие пустяки".

Ниже приволится это интервью:

Трилогия о том, как КПК подавляет СМИ

ВЭ: Как Вы считаете, почему КПК выпустила "Предложение о законе по реагированию на непредвиденные события" именно сейчас? Каковы тенденции администрирования и подавления СМИ со стороны КПК?

Г-н Лю Сяобо: На самом деле, она уже давно планировала этот проект закона. Из этого мы видим, что изменчивая политическая власть и реформы КПК являются непрочными.

В 2003 г., когда Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао приняли на себя бразды правления, закон о надзоре и репатриации был отменен. Однако через три года они приняли другой злобный закон.

Надеясь на компанию против SARS (атипичная пневмония), отменяя надзор и репатриацию, Ху и Вэнь заработали себе хорошую репутацию внутри и вне Китая, и политика называлась "Новая политика Ху-Вэня". Завоевав общественную поддержку и установив согласие, они сразу же вернулись назад на позицию чрезвычайно левой политики, особенно в области идеологии. Начиная с 2004 г., они начали жестко контролировать и подавлять СМИ, что было проведено в несколько этапов.

Вначале, они осуществляли подавление отдельных случаев. Например, газета "South China Morning Post" и любая газета, будь она хоть немного открыта, такие как "Beijing News" и журнал "Freezing Point" от "China Youth Daily" и т.д., все стали мишенью для подавления. Подавления отдельных случаев никогда не прекращалось.

Во время второго этапа Комитет отдела пропаганды Китая и Комитет прессы и публикаций провели в жизнь серию установок. Например, репортеры, предоставляющие статьи, должны были писать свои подлинные имена, и то же самое относилось к публикациям в сети. Провинция Цзянсу проявила себя хуже всех в деле создания предписаний на уровне провинции. В этих предписаниях говорилось, что сообщения, содержащие критику или имеющие разоблачающий характер, не могут быть опубликованы без разрешения и подписи инспектора.

Жесткий контроль над СМИ постоянно растет. Подавление отдельных случаев переросло в жесткую политику контроля, которая к настоящему моменту вылилась в "Предложение о законе по реагированию на непредвиденные события".

Самая яркая черта КПК – ежедневно усиливать идею о том, что государство должно быть управляемо по закону. На самом деле, закон – орудие диктатуры для поддержания ее власти.

Мотивация, стоящая за проектом закона

ВЭ: Один правительственный чиновник заявил, что причина, по которой они разработали этот проект закона, состояла в том, чтобы усовершенствовать способность правительства в обеспечении гарантий общественной безопасности и разбираться с непредвиденными событиями, чтобы предотвратить и уменьшить ущерб, причиняемый непредвиденными событиями. Он утверждал, что этот проект также гарантирует безопасность общественной собственности и поддерживает национальную безопасность, стабильность и т.д. Что Вы думаете по этому поводу?

Г-н Лю: Это то, о чем они говорят открыто, но их истинная цель состоит в том, чтобы осуществлять жесткий контроль над СМИ и дать возможность правительству стать единственным источником последних новостей.

Китайский коммунистический режим – своего рода диктаторский черный ящик. Даже в западных демократических странах общество может доверять только новостям, предоставляемым СМИ с системой и стандартами, а не тому, что сообщает правительство.

Этот закон позволил государственной власти управлять СМИ, где только правительство уполномочено давать добро на выпуск новостей, относительно любых событий. Если СМИ хотят сообщить о чем-то, им нужно получить на то разрешение от местных властей. Правительство также уполномочено определять способ [публикации] и устанавливать, насколько важными являются новости. У правительства сосредоточена абсолютная власть над СМИ, когда бы ни появились последние новости.

С каждым днем китайские СМИ становятся более независимыми

ВЭ: Закон, изложенный в проекте, показывает ли он, что китайские СМИ становятся более независимыми?

Г-н Лю: Процесс роста независимости происходит уже давно. С середины 90-х газета "South China Morning Post" разрешила своим репортерам излагать новости по совести и профессионально. Поскольку СМИ тоже нужно иметь прибыль, среди СМИ существует тенденция независимо работать на рынке, и независимо от правительства.

Неважно, какое количество отдельных случаев подавило правительство в попытке предотвратить появление тенденции у СМИ стать независимыми, все равно СМИ не остановятся. СМИ, как "мертвая точка", сопротивляются, как могут.

ВЭ: Почему правительство официально подчеркивает, что проект закона также охватывает и зарубежные СМИ?

Г-н Лю: Без зарубежных СМИ правительство могло бы подвергать цензуре все последние новости, осуществляя контроль за собственными СМИ. А зарубежные СМИ создают правительству трудности в деле блокирования новостей.

В 2003 году во время кризиса SARS, письмо г-на Цзян Яньюна на центральное телевидение Китая, телеканал "Phoenix Television" и в отдел здравоохранения было проигнорировано. В конце концов, журнал "TIME" опубликовал его, и ситуация по борьбе с SARS изменилась к лучшему.

Китайское правительство извлекло урок из этого случая. Оно теперь считает, что блокада внутренних СМИ недостаточна, и закон также блокирует зарубежные СМИ. Заблокировав обе стороны, оно сильно уменьшит поток информации о событиях, которые правительство не может контролировать.

Фокус на групповых событиях

ВЭ: Правительство официально опубликовало примеры "непредвиденных событий"; как Вы считаете, против чего направлен этот закон?

Г-н Лю: Против таких событий как SARS, птичий грипп, и общественных событий, касающиехся здоровья, а также событий, касающихся загрязнения окружающей среды на реке Сунхуа, аварий на угольных шахтах и природных катаклизмов. Мне кажется, закон нацелен на осуществление контроля над непредвиденными событиями в обществе, особенно, на происходящие широкомасштабные групповые события.

За последние годы было много случаев группового сопротивления и конфликтов между общественностью и местными властями, некоторые из которых были весьма напряженными. Сообщать о таких событиях всегда было запрещено, и официальные СМИ Китая не осмеливаются сообщать о таких вещах. Такие случаи обычно освещаются в Интернете и в зарубежных СМИ. Поэтому правительство хочет, чтобы этот закон был применим к зарубежным СМИ.

СМИ наиболее чувствительно отреагировали на этот проект закона, поскольку они публикуют нужную информацию для общества по последним новостям при первой возможности, и это помогает поддерживать социальную стабильность, а правительству помогает справляться с непредвиденными событиями.

К тому же, когда бы ни случилось непредвиденное событие, работа СМИ особенно важна для правительства для изучения общественного мнения. Только с помощью СМИ общество может увидеть, что сделало правительство [по этому поводу]. Если такие сообщения заблокированы, правительство будет иметь монополию на новости, и общество будет получать неполную или ложную информацию по поводу последних новостей и о том, каковы были действия правительства в связи с этим событием.

Синь Фэй. Великая Эпоха