Пекин активизирует свои попытки перенести свое посольство в Лондоне — спорный проект, который может привести к появлению гигантского китайского посольства в самом центре британской столицы.
В течение нескольких лет Китай пытается перенести свое посольство из престижного района Марилебон в историческое место в двух шагах от Лондонского Тауэра, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и знаменитого Тауэрского моста, перекинутого через Темзу.
Проект вызвал возмущение местных жителей, правозащитников и других критически настроенных к властям КНР людей.
В знак признания важности этого вопроса в ноябре премьер-министр Великобритании Кир Стармер встретился с председателем КНР Си Цзиньпином в Рио, в кулуарах G20, — первая встреча за последние шесть лет. Лидер лейбористов, который с момента своего избрания в июле стремится к восстановлению отношений между Лондоном и Пекином, пообещал «вернуть контроль» над этим вопросом, который до тех пор был предметом борьбы за власть на местном уровне.
Предлагаемое посольство, которое называют самым большим в Великобритании, будет рассмотрено национальной инспекцией по планированию в начале 2025 года. Последнее слово останется за заместителем премьер-министра Анджелой Рейнер, в чьи обязанности входит планирование.
Hong Kong protesters in London got wind that the HK Economic and Trade Office is holding a new year reception. They managed to do a surprise protest - shocking even Chinese embassy minister Yang Xiaoguang. I asked him why they did not go in, and this happened. Report to follow: pic.twitter.com/3sHSJ7Xv7q
— Kris Cheng (@krislc) February 13, 2024
«Я никогда бы не поверил, что этот вопрос будет обсуждаться на самом высоком уровне», — сказал AFP Саймон Ченг, гонконгский диссидент в изгнании и противник проекта.
Поскольку на территории комплекса находятся исторические здания, любые изменения должны быть одобрены властями лондонского района Тауэр-Хэмлетс, к которому он относится. В 2022 году его избранники единогласно отклонили проект, разработанный престижным британским архитектурным бюро Дэвида Чипперфильда.
Противники надеялись, что Пекин перепродаст участок, купленный в 2018 году за 327 миллионов долларов (311 миллионов евро), но в июле почти идентичный проект был представлен повторно.
Они возмущены перспективой строительства посольства на месте, известном как Royal Mint Court — историческом месте, где располагалось агентство, ответственное за чеканку британской валюты, и которое в настоящее время не используется, находясь рядом с памятниками лондонского наследия.
«Это как если бы французы или итальянцы разрешили построить гигантское посольство рядом с самым известным памятником их страны... и не просто посольство», — сказал Питер Голдс, местный советник-консерватор.
Противники также обеспокоены возможной «слежкой» в их районе и начали сбор средств для найма адвокатов, которые будут отстаивать их интересы перед властями. Дейв Лейк, местный житель, надеется, что правительство поддержит их в этой, по его словам, битве Давида и Голиафа.
Отмеченные годами напряженности из-за ситуации в Гонконге, отношения между Лондоном и Пекином остаются хрупкими. Не далее как в понедельник глава британского правительства выразил «озабоченность» действиями Китая в ответ на подозрения в шпионаже в отношении китайского бизнесмена, связанного с принцем Эндрю. Во вторник Пекин отверг эти обвинения как «абсурдные».
Посольство Китая в Великобритании отметило, что «принимающие страны обязаны поддерживать и облегчать строительство помещений для дипломатических миссий». Оно заявило, что «привержено делу укрепления дружбы между китайским и британским народами, а также развитию двусторонних отношений», и подчеркнуло, что завершение проекта «в кратчайшие сроки поможет выполнить эти обязанности».
Проект посольства является сильным «символом» и, следовательно, «приоритетом» для Китая, подтвердил AFP Джеймс Дженнион, младший научный сотрудник Британской группы по внешней политике.
Тот факт, что его судьба была поднята в высших кругах, теперь «усложнит оценку (проекта) на основе конкретных элементов и, безусловно, станет центральным вопросом в отношениях между Великобританией и Китаем до тех пор, пока решение не будет принято», подчеркнул он.