По словам европейского исследователя, спутниковые снимки показывают значительное расширение пяти комплексов, где Россия производила твердотопливные ракетные двигатели, что указывает на то, что Кремль планирует значительно увеличить производство ракет.
Фабиан Хинц, берлинский исследователь из Международного института стратегических исследований (IISS), аналитического центра по вопросам глобальной безопасности, определил комплексы по сообщениям российских СМИ и рассекреченным документам ЦРУ времен холодной войны, в которых перечислены объекты, где Советский Союз производил твердотопливные ракетные двигатели.
Эти объекты находятся в Республике Алтай в Сибири, в Ростове на юге России, под Москвой и Санкт-Петербургом, а также в Перми на западе России.
На спутниковых фотографиях, сделанных компанией Maxar Technologies в июле, сентябре и октябре, с которыми ознакомилось агентство Reuters, видна вырубленная растительность и обширные новые постройки рядом со зданиями, которые Хинц идентифицировал как исследовательские и производственные мощности по твердотопливным двигателям на пяти комплексах.
«Спутниковые снимки указывают на то, что мощности по производству твердотопливных ракетных двигателей, по-видимому, являются одним из основных направлений этих усилий», — написал Хинц в своем докладе, опубликованном в блоге Military Balance Plus, IISS.
Твердое топливо представляет собой смесь топлива, например алюминиевой пудры, и окислителей, чаще всего перхлората аммония, а также твердого резинового связующего вещества, которое «заливается» в ракетный двигатель.
Твердотопливные ракеты зачастую проще и безопаснее в эксплуатации, особенно на поле боя, чем жидкотопливные. Они также готовы к запуску, дешевле, дольше хранятся и требуют меньше материально-технической поддержки.
Павел Подвиг, оборонный аналитик из Женевы, изучив фотографии, согласился с тем, что расширение площадок свидетельствует о том, что Россия планирует увеличить производство твердотопливных ракет для вооружений, таких как ракеты «земля-земля». Подвиг, эксперт по российским вооруженным силам, сказал, что ему известно, что несколько из этих объектов использовались для производства твердотопливных двигателей.
«Если вы производите топливо, вам нужно его как-то использовать. Это позволяет предположить, что производство ракет будет увеличено», — сказал он, добавив, что не видит альтернативных объяснений расширению производства.
Подвиг сказал, что он не верит, что Россия планирует увеличить производство твердотопливных ракет для своих стратегических ядерных сил, поскольку темпы их производства «вполне устоялись».
Хинц отметил, что спутниковые фотографии не дают никаких подсказок относительно того, какие именно твердотопливные ракетные двигатели Россия планирует увеличить в производстве.
Россия производит широкий спектр твердотопливных ракет, включая «Грады» и «Ураганы», запускаемые с мобильных пусковых установок, противотанковые ракеты, современные зенитные ракеты С-300 и С-400, а также баллистические ракеты малой дальности «Искандер-М».
Ядерный арсенал Москвы также включает твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты, такие как мобильные «Тополь-М» и «Булава», запускаемые с подводных лодок. Их развертывание ограничено до истечения срока действия нового договора СНВ, последнего оставшегося российско-американского пакта о контроле над вооружениями, который истекает в феврале 2026 года.
Хинц сказал Reuters, что любые планы Кремля по наращиванию производства баллистических ракет могут столкнуться с серьезными препятствиями.
Среди них — то, как Россия будет обходить западные санкции и экспортный контроль, чтобы получить высокотехнологичные станки, и есть ли у нее ключевое сырье, необходимое для твердого топлива, включая перхлорат аммония.
«Достаточно ли у них внутренних источников или они получают их где-то еще, я не совсем уверен», — сказал он о химикате, используемом в качестве окислителя.
Россия, продолжает он, также борется с нехваткой квалифицированной рабочей силы, потому что многие молодые рабочие покинули страну после того, как Путин начал полномасштабное вторжение, чтобы избежать мобилизации. Другие были призваны в армию, добавил он.
«По сути, у вас есть дефицит рабочей силы во всей российской экономике», — сказал Хинц.
Безработица в России находится на рекордно низком уровне, что усугубляется военной мобилизацией в 2022 году и эмиграцией сотен тысяч людей после вторжения в Украину. Несколько государственных чиновников отметили нехватку рабочей силы как одну из ключевых проблем российской экономики, которая в этом году демонстрирует уверенный рост, в том числе благодаря увеличению военного производства.