Призыв бывшего главы Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги пересмотреть жесткие правила антимонопольной политики в Европе вызвал предположения о том, что следующий глава антимонопольной службы ЕС может занять более мягкую позицию по отношению к слияниям, которые могут содействовать появлению европейских промышленных «чемпионов», пишет Reuters.
Однако на данный момент мало что говорит в пользу более мягкого подхода, говорят аналитики.
В ЕС сохраняется консенсус относительно того, что политика, направленная на поддержание конкуренции, снижение цен и обеспечение равных условий на 27 национальных рынках ЕС, является одним из немногих позитивных факторов в переживающей трудности экономике региона.
«Если вы ослабите правила конкуренции ЕС, чтобы создать огромные компании, создать европейских чемпионов, вы получите компании, которые будут французскими, немецкими и итальянскими. Малые страны зададутся вопросом: А что нам с этого?», — сказал один из чиновников еврозоны.
По словам чиновника, некоторые сделки (например, та, которая помогает игроку в сфере зеленых технологий противостоять китайской конкуренции) могут быть политически оправданными, но «если это будет повсеместно, то это не выход».
Руководитель антимонопольного ведомства ЕС Маргрете Вестагер, которая только на прошлой неделе одержала две крупные победы над Big Tech по вопросам справедливости налогообложения и антиконкурентной практики, вскоре передаст полномочия своему преемнику в новом составе Еврокомиссии.
Преемника будет встречать Генеральный директорат по конкуренции, насчитывающий почти 900 человек, который, по словам давних антимонопольщиков, институционально пропитан верой в экономические преимущества сильной конкурентной политики.
«И новый комиссар по конкуренции всегда зависит от их услуг», — говорит Умберто Гамбини, партнер бизнес-консалтинговой компании Forward Global и бывший депутат Европарламента, специализирующийся на вопросах антимонопольного законодательства и государственной помощи.
В своем 400-страничном докладе бывший глава ЕЦБ отметил, что «существует вопрос» о том, не мешает ли жесткая антимонопольная политика европейским компаниям достигать масштабов, необходимых для конкуренции с китайскими или американскими гигантами.
В частности, Драги предложил, чтобы в будущем при вынесении антимонопольных решений в большей степени учитывались такие факторы, как то, может ли слияние дать новому предприятию больше инвестиционных возможностей для внедрения инноваций.
Однако на вопрос о том, означает ли это, что Комиссия, действующая в соответствии с его предложениями сегодня, скорее всего, повторит слияние машиностроительных компаний Alstom и Siemens, которое она заблокировала в 2019 году, он лишь сказал, что «некоторые из причин для блокирования этого слияния не будут существовать».
«Позвольте мне быть предельно ясным: мы исходим из общих условий... Конкуренция — это хорошо. Это хорошо для инвестиций, хорошо для производительности и хорошо для распределения доходов», — сказал он.
В докладе Драги на стороны слияния возлагается бремя обоснования того, почему «защита инноваций» должна преобладать над другими опасениями по поводу их объединения.
Это успокоило сторонников сильной антимонопольной политики, которую пропагандирует Европа и которую администрация Байдена стремится взять на вооружение, назначив Лину Кан председателем Федеральной торговой комиссии США.
«Многие люди в Европе говорили мне, что в докладе (Драги) будет сказано, что нам нужно меньше мер по защите конкуренции... Это не то, что он сказал», — заявила Фиона Скотт Мортон, старший научный сотрудник экономического аналитического центра ЕС Bruegel.
Вместо этого она указала на его предложения по новым инструментам для усиления антимонопольного контроля, по принуждению компаний к совместимости своих сетей и продуктов с продуктами других компаний, а также по оценке рисков, таких как будущий дефицит продуктов, при принятии решений о слиянии.
«Есть несколько хороших новых идей, а также удвоение усилий по обеспечению производительности в экономике, а не кучки ленивых монополистов, которые устанавливают высокие цены и не выполняют свою работу», — сказала она.