Соединенные Штаты приостанавливают выделение Грузии более 95 миллионов долларов в связи с принятием закона об «иностранных агентах», который Вашингтон считает антидемократическим, что наносит еще один удар по и без того напряженным отношениям между двумя странами, пишет Reuters.
Закон, принятый парламентом Грузии в июне, требует, чтобы группы, получающие более 20 % финансирования из-за рубежа, регистрировались как «агенты иностранного влияния».
Грузинские и западные критики называют его драконовской мерой по подавлению инакомыслия, вдохновленной аналогичным законодательством в России, хотя Кремль отрицает какую-либо связь с действиями Тбилиси. Правящая партия «Грузинская мечта» утверждает, что эта мера необходима для защиты суверенитета страны Южного Кавказа.
Пауза в предоставлении американской помощи является результатом пересмотра двустороннего сотрудничества, о котором было объявлено вместе с визовыми ограничениями в мае, заявил в среду госсекретарь США Энтони Блинкен. В то время «Грузинская мечта» назвала эти действия свидетельством того, что Вашингтон проводит политику «угроз и шантажа».
«Антидемократические действия и ложные заявления грузинского правительства несовместимы с нормами членства в ЕС и НАТО», – говорится в заявлении Блинкена. Вашингтон продолжит оказывать помощь грузинскому народу, добавил он.
Грузинские чиновники не дали немедленных комментариев.
Внесение законопроекта об «иностранных агентах» весной этого года вызвало массовые протесты в Тбилиси и повергло страну с населением 3,7 миллиона человек в политический хаос, поставив под угрозу ее до сих пор относительно теплые отношения с Западом.
Этот спор, в котором различные оппозиционные партии Грузии и ее президент противостоят премьер-министру и правящей партии, стал рассматриваться как ключевой тест на то, сохранит ли Грузия, одна из самых прозападных стран-преемниц Советского Союза, свою западную ориентацию или повернется лицом к России.
Кризис также представляет угрозу для стремления Грузии вступить в Европейский союз. ЕС заморозил процесс интеграции страны, а также 30 миллионов евро (32,5 миллиона долларов) военной помощи.