Девятнадцать диких кошек, которые свободно живут в Национальном дворце в Мехико, теперь получили статус "живого основного фонда". Они бродят по дворцовым садам, приветствуют туристов у дверей и появляются на телевизионных пресс-брифингах.
"У них есть доступ в любую часть дворца, поэтому они заходят на встречи, интервью и появляются перед камерами", — говорит дворцовый ветеринар Хесус Ариас, пока кошки трутся о его ноги.
Недавно правительство президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора объявило их "живым основным фондом" — так кошки стали первыми животными в Мексике, получившими этот титул.
Инвестиционный термин "основные средства" ("основной фонд") обычно применяется к зданиям и мебели, но, отнеся его к кошкам, правительство Лопеса Обрадора обязало казначейство страны давать им еду и заботиться о них до конца их жизни, даже после того, как лидер покинет свой пост в октябре.
"Кошки стали символом Национального дворца. Я не представляю себе Национальный дворец без присутствия этих кошек", — сказала Адриана Кастильо Роман, генеральный директор Национального дворца и организации по сохранению культурного наследия. "Мы должны быть уверены, что о кошках позаботятся".
Дворец, расположенный в центре Мехико, долгое время был резиденцией исполнительной власти Мексики. Он построен на месте бывшего дворца императора коренных народов Моктесумы и является резиденцией Лопеса Обрадора. По словам исследователей древней культуры ацтеков, во времена Моктесумы почитали бесшерстных собак, известных как ксолоитцкуинтли, и хоронили их вместе с хозяевами.
В наши дни Лопеса Обрадора сопровождают Боуи, Беллоф, Нубе, Коко, Йема, Оллин, Балам и другие кошки, которые, похоже, чувствуют себя здесь как дома. Президент Мексики говорит, что кошки "доминируют" во дворце и часто ходят перед ним во время официальных церемоний.
Некоторые из них названы в честь художников, например оранжевый табби Боуи назван в честь рок-звезды Дэвида Боуи, который посетил дворец в 1997 году, чтобы увидеть знаменитую фреску мексиканского художника Диего Риверы. Другие названы в честь местных камней или слов на древнем языке ацтеков, например Оллин, что означает "движение".
Персонал говорит, что помнит диких кошек, живших среди кактусов и густого кустарника в садах еще 50 лет назад. Но когда они впервые появились и как вообще попали в здание, неизвестно. Хотя 19 кошек живут во дворце постоянно, многие другие приходят и уходят (сотрудники подозревают, что ночью они проскальзывают под небольшой щелью в воротах дворца).
Кот по кличке Зевс, который уже скончался, прославился в июле, когда пробрался на утренний брифинг президента для прессы. Серый кот стоял перед камерами и бродил среди репортеров, пока сотрудники дворца не унесли его из залы.
По словам Кастильо, правительству пришлось попросить репортеров перестать кормить Зевса, потому что он целыми днями принимал угощения от разных людей во дворце и "сильно растолстел".
Сотрудники дворца совместно с ветеринарами из Национального автономного университета Мексики провели вакцинацию, стерилизацию и чипирование кошек, и построили для них маленькие домики и кормушки в саду. Они также наняли ветеринара Ариас, чтобы он заботился о кошках на постоянной основе.
Ни Боуи, ни Коко, ни Оллин не стали комментировать, когда их спросили, как они относятся к тому, что стали "живым фондом". Коко помахал хвостом, а Оллин растянулся под колонной и заснул.
"Мяу", — ответил Нубе, серый кот, названный в честь испанского слова "облако", который с удовольствием встречает посетителей у дверей дворца.