В начале этого года врач, возглавляющая работу Всемирной организации здравоохранения по предотвращению сексуального насилия, отправилась в Конго, чтобы разобраться с крупнейшим в истории здравоохранения ООН секс-скандалом. Тогда во время смертоносной вспышки лихорадки Эбола сотрудники и другие работники подвергли насилию более 100 местных женщин.
Согласно внутреннему отчету ВОЗ, подготовленному по результатам поездки доктора Гайи Гамхевадж в марте, одна из женщин, с которыми она встречалась, родила ребенка с "пороком развития, требующим специального медицинского лечения", что означает еще большие расходы для молодой матери в одной из беднейших стран мира.
Чтобы помочь таким жертвам, ВОЗ выплатила по 250 долларов США каждой из 104 женщин в Конго, утверждающих, что они подверглись сексуальному насилию или эксплуатации со стороны чиновников, работающих над предотвращением лихорадки Эбола, пишет AP News.
Эта сумма покрывает обычные расходы на проживание в течение менее чем четырех месяцев в стране, где, как отмечается в документах ВОЗ, многие люди живут менее чем на 2,15 долл. в день.
Чтобы получить деньги, женщины должны были пройти курсы обучения, которые должны были помочь им начать "деятельность, приносящую доход". Выплаты, по-видимому, представляют собой попытку обойти заявленную политику ООН, согласно которой она не выплачивает компенсаций, путем включения денег в так называемый "полный пакет" поддержки.
Многие конголезские женщины, подвергшиеся сексуальному насилию, до сих пор ничего не получили. В прошлом месяце ВОЗ в конфиденциальном документе сообщила, что около трети известных жертв "невозможно найти". По данным ВОЗ, около десятка женщин отказались от ее предложения.
В интервью AP пострадавшие заявили, что полученных ими денег едва ли достаточно, но еще больше они хотят добиться справедливости.
Пола Донован, один из руководителей кампании Code Blue, направленной на ликвидацию безнаказанности за сексуальные преступления в ООН, назвала выплаты ВОЗ жертвам сексуального насилия и эксплуатации "извращением".
"Это не редкость, когда ООН дает людям стартовый капитал, чтобы они могли увеличить свои средства к существованию, но совмещать это с компенсацией за сексуальное насилие или преступление, в результате которого рождается ребенок, просто немыслимо", — сказала она.
По словам Донован, требование к женщинам пройти обучение перед получением денег ставит жертв правонарушений в неудобные для обращения за помощью условия.
Две женщины, встретившиеся с Гамхевадж, сказали ей, что больше всего они хотят, чтобы "виновные были привлечены к ответственности, чтобы они больше никому не могли причинить вреда", — говорится в документах ВОЗ.
"Очевидно, что мы сделали недостаточно", — сказала Гамхевадж. Она добавила, что ВОЗ будет напрямую спрашивать пострадавших о том, какой дальнейшей поддержки они хотят.
По ее словам, ВОЗ также помогла оплатить медицинские расходы для 17 детей, родившихся в результате сексуальной эксплуатации и насилия.
34-летняя Альфонсина рассказала, что ее принуждали к сексу с сотрудником ВОЗ в обмен на работу в качестве работника службы инфекционного контроля в группе по борьбе с Эболой в городе Бени на востоке Конго, который был эпицентром вспышки заболевания в 2018-2020 годах. Как и другие женщины, она не назвала свою фамилию, опасаясь репрессий.
Альфонсина подтвердила, что получила от ВОЗ 250 долларов США, но в агентстве ей сказали, что для их получения она должна пройти курсы пекарей. "Деньги помогли в тот момент, но их было недостаточно", — сказала Альфонсина.
Агентство ООН по здравоохранению продолжает испытывать трудности с привлечением к ответственности лиц, виновных в сексуальном насилии и эксплуатации в Конго. Группа экспертов, созданная по заказу ВОЗ, обнаружила по меньшей мере 83 виновных во время борьбы с лихорадкой Эбола, включая по меньшей мере 21 сотрудника ВОЗ. Самой младшей из известных жертв было 13 лет.
В мае 2021 г. расследование AP показало, что высшее руководство ВОЗ было проинформировано о сексуальной эксплуатации в ходе борьбы с лихорадкой Эбола даже в тот момент, когда это происходило, но не предприняло практически никаких мер для ее прекращения. Никто из топ-менеджеров, в том числе и те, кто знал о злоупотреблениях во время вспышки, не был уволен.
По данным ВОЗ, с 2021 года пять сотрудников были уволены за сексуальные проступки.
Однако в Конго сохраняется глубокое недоверие.
24-летняя Аудия рассказала AP, что она была оплодотворена, когда сотрудник ВОЗ заставил ее заняться сексом, чтобы получить работу во время вспышки заболевания. В результате у нее теперь есть пятилетняя дочь, а после прохождения курсов кройки и шитья и выпечки она получила от ВОЗ "очень недостаточные" 250 долларов.
"Я больше не могу доверять (ВОЗ)", — сказала она. "Когда тебя бросают в таких трудностях и ничего не делают, это безответственно".