Президент Джо Байден призвал Россию освободить Эвана Гершковича, репортера Wall Street Journal, арестованного ранее на этой неделе по обвинению в шпионаже и которому грозит 20 лет тюрьмы.
«Отпустите его», — сказал Байден, когда его спросили об этом деле в пятницу. Ранее пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер назвала обвинения в шпионаже, выдвинутые против Гершковича, «смехотворными».
Однако перспектива скорейшего освобождения кажется все более маловероятной, поскольку российские официальные лица продолжают говорить о Гершковиче в терминах, предполагающих, что его осуждение уже предрешено.
«Мы имеем дело с деятельностью, проводимой под прикрытием журналистики, деятельностью, которая по сути является шпионской. Поскольку он был пойман с поличным, ситуация проста и понятна», — заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
Гершкович был арестован в Екатеринбурге в среду и доставлен в Москву, где в четверг суд официально предъявил ему обвинение в шпионаже и заключил под стражу до конца мая.
The Wall Street Journal категорически отвергает обвинения, выдвинутые против 31-летнего репортера, а друзья и коллеги Гершковича назвали эти обвинения смехотворными.
Наблюдатели предполагают возможный мотив ареста: еще больше заглушить критические сообщения о России и взять Гершковича в «заложники» в качестве разменной монеты для возможного будущего обмена на российских шпионов, пойманных на Западе. Участие в таком обмене может быть лучшим шансом Гершковича на скорейшее освобождение.
После полномасштабного вторжения в Украину в прошлом году большинство независимых российских журналистов покинули страну после целого ряда новых репрессивных законов, фактически делающих честную журналистику незаконной.
Многие иностранные журналисты тоже уехали, но некоторые остались или продолжали приезжать с короткими поездками.
Работа иностранным корреспондентом в России никогда не была легкой. Получение или продление официальной аккредитации могло быть длительным и утомительным процессом, и частыми были инсинуации «русофобии» или шпионской деятельности.
Но до сих пор худшим возможным исходом для аккредитованных иностранных журналистов всегда была депортация или занесение в черный список. Арест Гершковича показывает, что российские власти теперь готовы арестовать даже известного репортера из громкого издания, и приведет к переоценке рисков, связанных с репортажами из страны для многих.