Международное агентство по изучению рака опубликовало отчет, в котором обработанное мясо, такое как бекон, хот-доги, мясо для ланча, классифицируется как канцерогены группы 1. Как это откровение было воспринято правительствами и промышленностью?
«Возможно, в истории государств редко можно найти веские причины для того, чтобы воздать должное щедрости и альтруизму правительств и власть имущих, но рождение Международного агентства по изучению рака (МАИР) — один из таких редких случаев».
МАИР наиболее известен своими монографиями — отчётами размером с книгу, в которых оценивается, действительно ли тот или иной предполагаемый канцероген вызывает рак. Они, как правило, считаются близкими к окончательному мнению в вопросах отнесения каких-то продуктов к канцерогенам. И их 114-я монография, опубликованная в 2018 году, была посвящена мясу.
После тщательного изучения накопленной научной литературы рабочая группа из 22 экспертов из 10 стран, рассмотрев более 800 различных исследований, завершила свой 500-страничный доклад. Обработанное мясо было отнесено к канцерогенам группы 1 — самому высокому уровню уверенности, означающему, что, согласно наилучшим имеющимся данным, потребление обработанного мяса вызывает рак.
Таким образом, такие продукты, как бекон, ветчина, хот-доги, колбаса вызывают рак. Но их определение также включает, например, деликатесные ломтики индейки. В частности, употребление обработанного мяса вызывает колоректальный рак — рак толстой или прямой кишки — второй по смертности рак в мире после рака лёгких, который вызывается в основном курением.
Колоректальный рак — вторая ведущая причина смерти от рака, причём он поражает не только пожилых людей. Это также одна из ведущих причин рака и смерти от него в более раннем возрасте.
Мясная промышленность была недовольна, назвав вывод «драматическим и тревожным перебором». Говоря о драматическом и алармистском перегибе, одна сельскохозяйственная группа в Италии разослала пресс-релиз: «Просто скажите «нет» мясному терроризму».
Перчатки были сняты. Мясная промышленность Канады пыталась оказать давление на правительство с целью прекращения финансирования МАИР, требуя от министра здравоохранения прекратить финансирование агентства после того, как оно осмелилось поставить вопрос о мясе. То же самое сделала и мясная промышленность США.
Неудивительно, что МАИР находится в осаде корпоративных интересов, пытающихся оспорить результаты оценки рака пестицида Roundup компании Monsanto и мяса; пытающихся дискредитировать агентство и подорвать его финансовую поддержку.
Внутренние документы показали, что учёные Monsanto, например, «вскользь обсуждают «призрачное написание» научных статей и подавление любых научных данных, которые противоречат утверждениям компании о безопасности».
Химическая промышленность присоединилась к корпоративной какофонии, называя монографии МАИР «сомнительными и вводящими в заблуждение». Это классические стратегии прямо из учебника табачной промышленности. Но мало что указывает на то, что индустрия табака принципиально отличается от, например, от индустрии выпивка или еды.
Один из повторяющихся тезисов корпораций заключается в том, что, по сути, МАИР никогда не встречал канцерогена, который бы ему не нравился. Но подавляющее большинство из них, в конечном итоге, классифицируются как возможные канцерогены, или же нет достаточных данных, чтобы сделать то или иное заключение.
Кроме того, они тратят время на изучение только тех веществ, по которым уже существует научная литература, указывающая на степень канцерогенной опасности для человека. Поэтому неудивительно, что многие из них в итоге оказываются действительно канцерогенными.
Как МАИР отреагировал на всю эту критику? Всемирная организация здравоохранения получила ряд запросов, выражений обеспокоенности и просьб о разъяснении после публикации отчёта о мясе и раке. Они ответили: «Эй, мы никому не говорили прекратить есть обработанное мясо — ваше тело, ваш выбор. Мы лишь указали, что сокращение потребления этих продуктов может снизить риск развития одного из основных видов рака. Значит, вам нравится рак? Да, нравится».
МАИР — это всего лишь исследовательская организация, которая оценивает доказательства причин возникновения рака. То, что вы будете делать с этой информацией, зависит от вас. Американское общество по борьбе с раком чётко и ясно высказалось по поводу алкоголя. Когда речь идёт о раке, лучше не употреблять алкоголь. Но в отношении обработанного мяса они проявили немного больше воли, предположив, что люди могут обойтись просто ограничением его потребления.
Европейская комиссия высказалась немного яснее. Чтобы снизить риск заболевания раком, мы должны есть много цельного зерна, бобовых (это фасоль, горох, нут и чечевица), овощей и фруктов, ограничить потребление сладких, жирных и солёных продуктов, а также избегать газировки, колбасы и других видов обработанного мяса. В конце концов, отвечая на вопрос, сколько мяса можно есть, МАИР ответил, что мы ещё не знаем, существует ли безопасный уровень.