Природные ресурсы дремлют в степях Казахстана и особенно в горах на востоке. Они могли бы помочь ЕС. Но не все просто.
ЕС нуждается в 30 видах редкоземельных металлов, таких как бериллий, тантал и ниобий. Казахстан хочет их поставлять. Государство, расположенное между Китаем, Россией и центральноазиатскими государствами — Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном — уже ведет разработку месторождений 16 видов металлов.
Известно, что еще девять месторождений не разрабатывались. А в отношении остальных пяти заместитель министра промышленности и развития инфраструктуры Марат Карабаев сказал: «Мы знаем, что у нас есть месторождения, но не знаем их количества».
17 ноября в кулуарах Конференции ООН по изменению климата, проходившей в Египте, представители Казахстана встретились с официальными лицами из Брюсселя и договорились о новом соглашении о поставках сырья. Предстоит разработать «дорожную карту» и определить конкретные меры на 2023 и 2024 годы, сообщает новостной портал Euractiv.
Хотя казахстанский министр отметил, что в стране уже работает ряд крупных ресурсных компаний, добыча всего необходимого сырья, вероятно, займет годы, учитывая местные условия. Зимы там очень суровые, морозы могут достигать минус 45 градусов и земля промерзает необычайно сильно. Летом бывает до плюс 40 градусов.
Ландшафт Казахстана характеризуется так называемой «казахской степью». Она занимает площадь около 1 750 000 квадратных километров, более 60 процентов территории страны, и считается самой большой сухой степью в мире.
Непросто и на политическом уровне. Казахстан управляется авторитарно. Президент Касым-Жомарт Токаев, переизбранный несколько дней назад, начал ослаблять оппозицию еще в 2019 году, когда впервые вступил в должность.
В стране широко распространена коррупция. По данным организации Transparency Germany, Казахстан занимает 102-е место по «Индексу восприятия коррупции». Ситуация с правами человека считается критической, свобода слова сильно ограничена. В 2022 году впервые произошли крупные протесты против правительства, которые были жестоко подавлены.
Глава сырьевого отдела ЕС Питер Хэндли сказал, что одной из целей меморандума является более эффективное использование технологий для сокращения выбросов парниковых газов. Он добавил, что соглашение полностью отвечает интересам ЕС в обеспечении поставок критически важного сырья. Законодательное предложение по этому вопросу должно быть подготовлено к марту следующего года. Устойчивость поставок и прозрачность будут играть в этом главную роль, сказал Хэндли. Заместитель министра Карабаев отметил, что соглашение с ЕС очень важно для стимулирования дальнейшего сотрудничества с компаниями.
Аль-Фараби Ыдырышев, генеральный директор Национального центра технологического прогнозирования Казахстана, поддержал слова Карабаева, сказав: «Я верю, что в будущем, в сотрудничестве с Европейской комиссией, мы сможем достичь всех 30 элементов».
Кроме того, он утверждал, что в ближайшие годы Казахстан может стать одним из крупнейших в мире производителей кобальта и никеля, что открывает путь для производства в стране технологий зеленой энергетики. Ыдырышев напомнил, что Казахстан унаследовал от Советского Союза совершенно уникальные технологии производства таких элементов, как тантал, и развивает их дальше. Ыдырышев подчеркнул: «Мы можем поставлять все критически важное сырье, о котором вы нас просите».
В ответ на вопрос о примерах цепочек создания стоимости, которые показывают, что Казахстан больше не является просто поставщиком критического сырья, Ыдырышев привел бериллий, тантал и титан, которые перерабатываются для нужд аэрокосмической промышленности, в частности Airbus. Карабаев добавил, что для понимания цепочки создания стоимости необходимо посетить заводы, производящие детали для самолетов. «Это конечный продукт», — добавил он.