Техасская компания ExxonMobil, занимающаяся добычей ископаемого топлива, предприняла предварительные шаги для подачи иска в суд против Российской Федерации после того, как президент России Владимир Путин вмешался в ситуацию, чтобы заблокировать выход корпорации из его страны.
Как сообщила 30 августа газета The Wall Street Journal, в начале этой недели ExxonMobil направила российскому правительству уведомление о разногласиях, после того как Путин издал президентский указ, препятствующий выходу компании из «Сахалин-1» — крупномасштабного проекта, в рамках которого с 2005 года ведется бурение нефтяных скважин у тихоокеанского побережья Сахалина, контролируемого Россией острова в Японском архипелаге.
В прошлом году в рамках проекта «Сахалин-1», основным оператором которого является компания ExxonMobil, ежедневно добывалось более 200 000 баррелей сырой нефти. Проект включает самую протяженную в мире нефтяную скважину Z-44 Chavyo Well. Несмотря на прибыльные доходы и высокую стоимость проекта «Сахалин-1», дальнейшее участие компании в России представляет собой вызов перед общественным мнением на Западе, а также гуманитарную проблему для гиганта ископаемого топлива.
«ExxonMobil поддерживает народ Украины, который стремится защитить свою свободу и определить свое будущее как нации. Мы осуждаем военные действия России, которые нарушают территориальную целостность Украины и подвергают опасности ее народ», — говорится в заявлении ExxonMobil.
«В ответ на последние события мы начинаем процесс прекращения деятельности и разрабатываем шаги по выходу из предприятия “Сахалин-1”... Учитывая текущую ситуацию, ExxonMobil не будет инвестировать в новые разработки в России».
Однако вопрос об эффективности судебного иска остается открытым для некоторых аналитиков, наблюдающих за ситуацией. Консультант по геополитике Мэтью Истон выражает скептическое отношение к эффективности ультиматума ExxonMobil, утверждая, что иск будет эффективным только в условиях, когда у ExxonMobil не будет стимула не работать в России.
«Иск — это своего рода Catch-22», — сказал Истон в интервью The Epoch Times. «Пока действуют санкции, у России нет стимула играть с ExxonMobile по-хорошему. Если бы санкции были сняты, России пришлось бы вести себя более дипломатично. Однако, если бы санкции были сняты, ExxonMobil не стремилась бы выйти из текущей сделки, и не было бы необходимости в судебном иске».
По материалам The Epoch Times USA