По мере того, как российское вторжение в Украину длится уже пятый месяц, возникло общее представление о том, что единство мира в противостоянии России каким-то образом превратилось в "войну на истощение экономики, которая выматывает Запад", учитывая предполагаемую "устойчивость" и даже "процветание" российской экономики.
Это просто неправда — и является отражением широко распространенного, но фактически неверного непонимания того, как на самом деле держится российская экономика в условиях оттока более 1000 глобальных компаний и международных санкций, говорится в исследовании группы экономистов Йельского университета в США, опубликованном на платформе Social Science Research Network.
То, что эти недоразумения сохраняются, неудивительно. После вторжения экономические сообщения Кремля стали все более избирательными, исключая неблагоприятные упоминания и публикуя только самые благоприятные. Эти отобранные Путиным статистические данные затем тщательно раздуваются в СМИ и используются многими аналитиками для составления слишком благоприятных для Кремля прогнозов в нереалистичной манере.
"Наша команда экспертов, используя русский язык и нетрадиционные источники данных, включая высокочастотные данные о потреблении, кросс-канальные проверки, сообщения от международных торговых партнеров России и поиск сложных данных о перевозках, опубликовала один из первых комплексных экономических анализов, который измеряет текущую экономическую активность России через пять месяцев после вторжения и оценивает экономические перспективы России", — говорится в заявлении экономистов Йельского университета.
Они утверждают, что их анализ ясно показывает следующий факт: отказ от бизнеса и санкции катастрофически калечат российскую экономику.
Стратегическое положение России как экспортера сырья непоправимо ухудшилось, говорят экономисты, поскольку Россия сейчас находится в шатком положении из-за потери некогда ключевых рынков и сталкивается с серьезными проблемами в достижении "поворота в Азию".
Несмотря на постоянные утечки, российский импорт в основном рухнул, и страна сталкивается с серьезными проблемами в получении ключевых деталей и технологий от нерешительных торговых партнеров, что приводит к масштабному дефициту поставок в ее внутренней экономике.
Несмотря на путинские иллюзии о самодостаточности и импортозамещении, российское внутреннее производство пришло в полный упадок, не имея возможности заменить утраченный бизнес, продукцию и таланты, а вымывание отечественной инновационной и производственной базы привело к росту цен и беспокойству потребителей.
В результате ухудшения деловой среды Россия потеряла компании, на долю которых приходится около 40% ВВП, что свело на нет почти все иностранные инвестиции за последние три десятилетия и способствовало беспрецедентному одновременному бегству капитала и населения в массовом исходе экономической базы России.
Путин также, продолжают йельские экономисты, прибегает к резким, явно неустойчивым фискальным и монетарным интервенциям для смягчения этих структурных экономических трудностей, что уже привело к дефициту государственного бюджета впервые за многие годы и истощению валютных резервов, даже в условиях высоких цен на энергоносители, и финансы Кремля находятся в гораздо, гораздо худшем состоянии, чем принято считать.
Внутренние финансовые рынки России, являющиеся индикатором как текущих условий, так и будущих перспектив, в этом году демонстрируют наихудшие показатели в мире, несмотря на жесткий контроль за движением капитала. Россия практически изолирована от международных финансовых рынков, что ограничивает ее возможности доступа к капитальным средствам, необходимым для возрождения ее разрушенной экономики.
Забегая вперед, скажу, что для России нет выхода из сложившейся ситуации до тех пор, пока страны-союзники остаются едины в сохранении и усилении давления санкций против Кремля. В то же время Киевская школа экономики и рабочая группа Макфола-Ермака подготовили почву для предложений о дополнительных санкционных мерах.
Новости о том, что российская экономика восстановилась, просто не соответствуют действительности — на самом деле, учитывая любые показатели на любом уровне, российская экономика переживает спад, отмечается в исследовании йельских экономистов.