Китайская инициатива «Один пояс, один путь» привела к долговой ловушке для ряда стран. Лаос, возможно, только что присоединился к этому списку после открытия 3 декабря железной дороги Китай-Лаос.
Такие страны, как Кения и Эфиопия, уже испытывают трудности с выплатой китайских кредитов по «Один пояс, один путь», в то время как Лаос, страна, не имеющая выхода к морю, всё ещё возлагает большие надежды на инициированный Пекином железнодорожный проект, надеясь, что он оживит ее экономику, основанную на сельском хозяйстве.
Раньше доставка товаров из Вьентьяна, столицы Лаоса, в Куньмин (Китай), занимала 2-3 дня. Теперь, когда в эксплуатации находится 643-мильная железная дорога, это займет менее 24 часов. Для пассажирских поездов, скорость которых достигает 160 км в час, требуется всего три часа, чтобы добраться из Вьентьяна до границы Китая и Лаоса, и прибыть в Куньмин в течение 12 часов, согласно китайским государственным СМИ «Синьхуа».
В отличие от других стран Юго-Восточной Азии, Лаос — относительно отсталая страна. Отсутствие выхода к морю и горный рельеф ставят страну в невыгодное положение с точки зрения торговли и транспорта. В 2019 году Лаос был включён Организацией Объединенных Наций в число 13 бедных стран с самым высоким риском долгового кризиса.
В прошлом году Всемирный банк спрогнозировал, что при поддержке реформ сквозная железная дорога может помочь Лаосу увеличить доходы на 21%. Однако Лаосу может потребоваться более десяти лет, чтобы реализовать прогнозируемую прибыль, поскольку вспомогательные разработки, такие как освоение земель, строительство и оборудование, также требуют огромных капитальных вложений.
Более того, некоторые эксперты считают, что эта инфраструктура может стать причиной попадания Лаоса в «долговую ловушку» коммунистической партии Китая (КПК).
AidData, исследовательский проект Колледжа Уильяма и Мэри Вирджинии, опубликовал в сентябре этого года отчёт об исследовании, в котором говорится , что Китаю принадлежит 70 процентов доли участия в совместном предприятии, а Лаосу — 30 процентов.
«Общая стоимость проекта составляет 5,9 млрд долларов, и он финансируется в соответствии с соотношением долга к собственному капиталу 60:40 (3,54 млрд долларов долга и 2,36 млрд долларов собственного капитала). Лаосско-китайская железнодорожная компания напрямую получила 3,54 миллиарда долларов заемного финансирования от China Eximbank, а правительство Лаоса и правительство Китая совместно предоставили 730 миллионов долларов и 1,63 миллиарда долларов в виде долевого финансирования, соответственно. Для того, чтобы внести в проект 730 миллионов долларов акционерного капитала, правительство Лаоса получило ссуду в размере 480 миллионов долларов от China Eximbank и согласилось предоставить 250 миллионов долларов собственного финансирования (в виде ежегодных взносов)», — говорится в сообщении.
Долг Лаоса в размере 3,54 миллиарда долларов составляет около одной пятой ВВП Лаоса на 2020 год, который составлял 19,14 миллиарда долларов. Если Лаос не сможет выплатить свои долги, ему придётся использовать свои природные ресурсы, такие как бокситы и калийные рудники, для выплаты долга.
Согласно отчёту Associated Press (AP) от 2 декабря, непогашенный долг Лаоса, большая часть которого причитается Китаю, составляет примерно две трети его годового экономического производства.
В сообщении AP цитируется Грег Рэймонд, эксперт по Юго-Восточной Азии из Австралийского национального университета, который сказал: «Лаос поставил себя в такое положение, что если железная дорога не принесет прибыли, то у него возникнут реальные долговые проблемы».
Раймонд сказал Би-би-си, что Китай получит двойную выгоду от проекта железной дороги. Во-первых, линия помогает соединить Китай и страны Юго-Восточной Азии на его заднем дворе по железной дороге, значительно облегчая доступ Китая в эти страны. Во-вторых, Китай может использовать новую особую экономическую зону в Лаосе в качестве узла для контроля производства, цепочки поставок и потребления.
Недавно открытая линия идёт в Китай на севере, Таиланд на востоке, Мьянму на западе, Малайзию и Сингапур на юге. Для КПК это огромная помощь в реализации её амбиций по расширению своего влияния в странах Юго-Восточной Азии.
По материалам The Epoch Times USA